03.04.02 Физика (магистратура). Профиль Информационные процессы и системы

Магистерская программа Информационные процессы и системы по направлению подготовки 03.04.02 Физика профиль Информационные процессы и системы реализуется на следующих кафедрах физического факультета:

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает исследование и изучение структуры и свойств природы на различных уровнях ее организации от элементарных частиц до Вселенной, полей и явлений, лежащих в основе физики, освоение новых методов исследований основных закономерностей природы, всех видов наблюдающихся в природе физических явлений, процессов и структур в государственных и частных научно-исследовательских и производственных организациях, связанных с решением физических проблем, в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, общеобразовательных организациях.

Выпускники, освоившие программу магистратуры по направлению подготовки 03.04.02 Физика, профиль Информационные процессы и системы, могут осуществлять профессиональную деятельность в области:

01 Образование и наука (в сферах: реализации образовательных программ среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительных профессиональных программ; научных исследований и научно-конструкторских разработок).

Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 03.04.02 Физика являются:

-          физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования;

-          физические, инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медико-физические, природоохранительные технологии;

-          физическая экспертиза и мониторинг.

Задачи профессиональной деятельности выпускника

Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с типами задач профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

-        подготовка и проведение научных исследований в соответствии с современными задачами, направлениями и методами изучения поставленных проблем;

-        формулировка новых задач, возникающих в ходе научных исследований;

-        работа с научной литературой с использованием новых информационных технологий;

-        квалифицированное обобщение и обработка результатов научных исследований, освоение новых теорий и методов исследований, мониторинг научной периодики;

-        проведение теоретических исследований по заданной тематике;

-        выбор необходимых методов исследования;

-        анализ получаемой научной информации с использованием современных компьютерных технологий и ресурсов.

-        применение результатов научных исследований в инновационной деятельности;

-        участие в формулировке новых задач и разработке новых методических подходов в научно-инновационных исследованиях;

-        обработка и анализ полученных данных с помощью современных информационных технологий;

-        участие в организации научно-исследовательских и научно-инновационных работ, контроль соблюдения техники безопасности;

-        участие в организации семинаров, конференций;

-        составление рефератов, написание и оформление научных статей;

-        участие в подготовке заявок на конкурсы грантов и оформлении научно-технических проектов, отчетов и патентов;

-        участие в организации инфраструктуры предприятий, в том числе информационной и технологической;

-        подготовка и ведение семинарских занятий и лабораторных практикумов для обучающихся;

-        руководство научной работой бакалавров.

Каждый обучающийся по образовательной программе магистратуры на физическом факультете имеет возможность формирования индивидуальной образовательной траектории, которая позволяет расширить и сформировать компетенции в различных сферах профессиональной деятельности выпускника.

Индивидуальная образовательная траектория может быть сформирована обучающимся на основе:

- возможности выбора из набора элективных дисциплин (модулей) обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

- выбора элективных дисциплин (модулей) учебного плана;

- факультативных дисциплин (модулей);

- массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs), размещенных на «Лекториум» (https://www.lektorium.tv/), Coursera (www.coursera.org) и др.;

- дисциплин, изученных в ведущих российских и (или) зарубежных университетах в рамках образовательных программ, реализуемых в сетевой форме и (или) академической мобильности, входящих в ТОП – 500 QS World University Rankings;

- курсов, модулей и программ дополнительного образования.

При этом образовательная программа за счет вариативной части обеспечивает углубленное изучение материала в смежных областях физики и информатики, таких как автоматизация физических исследований и экспериментов и физические основы информационных систем. Современные исследования в области физики невозможны без широкого использования информационных технологий, и, одновременно, для развития информационных технологий в применении к сложным физическим экспериментам требуется подготовка квалифицированных кадров, имеющих базовые знания в области физики. Создание систем автоматизации и сбора данных экспериментов зачастую требует от исследователя не только умения пользоваться существующим компьютерным и коммуникационным оборудованием, но и способностей к разработке и созданию специализированных электронных и компьютерных устройств для сбора, обработки и передачи данных. Системы обработки современных физических экспериментов оперируют с объемами данных до десятка петабайт и одновременно используют тысячи процессоров, обеспечивая высокопроизводительную обработку в режиме поступления данных. Для обеспечения подобных экспериментов и исследований необходимо разработать специализированные вычислительные системы и программное обеспечение. В задачи ОПОП входит подготовка исследователей-физиков, которые способны самостоятельно ставить и решать перечисленные задачи. Разработка уникальной образовательной программы обусловлена, в первую очередь, запросом работодателей – академических институтов и инновационных компаний.  В дальнейшем, полученные знания, обучающиеся реализуют при поступлении в аспирантуру физического факультета.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде НГУ. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивают возможность доступа, обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), и отвечают техническим требованиям университета как на его территории, так и вне ее.

Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены электронными и печатными образовательными ресурсами с учетом их индивидуальных возможностей.

В НГУ обеспечен доступ обучающихся к справочной, научной литературе, в том числе монографической, периодическим научным изданиям по профилю образовательной программы.

Кроме того, научная библиотека НГУ имеет доступ к полнотекстовым электронным ресурсам других Российских библиотек, а также архивам российских и зарубежных научных журналов.

Реализация образовательной программы полностью обеспечена комплектами лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимом для выполнения всех видов деятельности магистров.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих, и соответствует законодательству Российской Федерации.

Профессорско-преподавательский состав ОПОП включает как штатных сотрудников НГУ, так и сотрудников институтов СО РАН, и профильных инновационных компаний, работающих в НГУ.