Собеседование по менеджменту

Вступительное собеседование по специальности для поступающих в магистратуру ЭФ по направлению "Менеджмент"

Собеседование, которое проводится на английском языке для англоязычных программ и на русском – для русскоязычной, направлено на определение базового уровня в области экономики и управления, выявление мотивации к обучению на программах, предлагаемых ЭФ НГУ, приоритетов в исследовательской и проектной деятельности. Оно позволяет набрать до 100 баллов и содержит следующие тематические блоки:

1. Образовательный бэкграунд – до 10 баллов

2. Общий уровень подготовки в области экономики и управления (см. рекомендации для подготовки ниже) – до 60 баллов
  •  Основы микроэкономики, в т. ч. основные теории спроса и предложения, основы поведения потребителя и фирмы, основные типы структуры рынка.
  •  Основы менеджмента, в т. ч. структурный, стратегический подходы к управлению.
  •  Основы управления финансами, в т.ч. временная стоимость денег, структура капитала компании, планирование инвестиций.

3. Мотивация к обучению на магистерских программах ЭФ НГУ, наличие исследовательских интересов, состояние исследований в интересующей области в академической магистратуре/профессиональный и практический опыт (при наличии), наличие идей для бизнес-проектов как основа проектной деятельности в прикладной магистратуре – до 30 баллов.

Программа для подготовки части собеседования  в области базовых знаний экономики и управления

1. Основы микроэкономики

a. Основы теории спроса и предложения
Рыночный спрос и рыночное предложение. Детерминанты спроса и предложения. Закон спроса и предложения и их графическая интерпретация. Индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальное и рыночное предложение Рыночное равновесие.

b. Основные теории фирмы. Производство и издержки.
Доход фирмы: общий, средний и предельный доход фирмы. Технология производства и производственная функция. Издержки производства: постоянные и переменные издержки; общие, средние и предельные издержки. Оптимальный объем производства.

c. Структура рынка. Рынки совершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Литература:

  • Мэнкью Г. Принципы микроэкономики: Учебник. – С.-Пб.: Питер, 2012. Части II, V.

2. Основы менеджмента

a. Организационные структуры.
Типы организаций по взаимодействию с внешней средой. Механистический и органический типы организаций. Линейно-функциональная структура. Дивизиональная оргструктура. Проектные и матричные структуры. Сетевые структуры.

b. Стратегическое управление.
Понятие стратегии. Основные составляющие стратегического управления. Уровни принятия стратегических решений. Виды стратегий: портфельная, конкурентная, функциональная.

Литература

  •  Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2014. Главы 5,7,10.
  •  Кузнецова С.А. Основы менеджмента. – Новосибирск, НГУ, 2003.
  •  Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. – Новосибирск, НГУ, 2008.

3. Основы управления финансами

a. Временная стоимость денег.
Понятие альтернативная стоимость денег, настоящая и будущая стоимость активов, ставка дисконтирования, влияние инфляции на временную стоимость денег.

b. Планирование инвестиций.

Методы оценки проектов - срока окупаемости, чистой приведенной стоимости - NPV, внутренней нормы доходности - IRR.

c. Стоимость и структура капитала.
Источники капитала фирмы и их стоимость. Структура капитала.

Литература

  • Бригхэм Ю.Ф., Эрхарт М.С. Финансовый менеджмент. Учебное пособие (пер.с англ. под ред. Е.А. Дорофеева) – Издательство «ПИТЕР», 2009. Главы 8, 13, 15