Главный редактор газеты «Гудок» встретился с юными журналистами

28 февраля состоялась встреча главного редактора газеты «Гудок» Алексея Харнаса со студентами Отделения журналистики НГУ. Для юных журналистов это уникальная возможность пообщаться с главным редактором всероссийской газеты «Гудок», которая в декабре 2017 года отметила 100-летний юбилей.

Встреча началась с небольшого видеоролика об истории газеты «Гудок», в которой в разное время работали М.А. Булгаков, К.Г. Паустовский, И.А. Ильф и другие писатели и журналисты. Транспортная газета на восьми полосах выходит пять раз в неделю тиражом 114 тыс. экземпляров. Существует и электронная версия издания. По словам Алексея Владимировича, раньше никто и подумать не мог, что когда-то газета будет размещаться на сайте или в социальных сетях. Электронный «Гудок» рассылается на 243 тыс. электронных адресов, больше всего переходов на сайт газеты для прочтения полной версии материла – из группы «Гудка» в «Одноклассниках». Также многие до сих пор предпочитают покупать бумажную газету.

D8AkWHiTmF4.jpg

Алексей Харнас рассказал студентам о том, какие задачи приходится решать в работе, как выстраивать отношения с учредителями, кому нужна отраслевая газета и чем она отличается от других изданий. Он порекомендовал не подстраиваться под читателя, а формировать его вкус и предположил, что будущее газеты за «историями о людях». Кроме того, Алексей поделился, что в «Гудке» сейчас мало внештатных корреспондентов, однако редакция готова сотрудничать с новыми кадрами, если те достаточно хорошо разбираются в железнодорожной специфике.

Журналист поделился главными критериями успешной работы издания на примере «Гудка»:

1. Определить круг читателей. Корпоративно-отраслевая газета «Гудок» по большей части ориентирована на руководящий уровень, но в то же время пытается делать понятные широкой аудитории материалы.

2. Формирование новостной политики. Издание отличается своей медленной подачей материала (новости появляются через 1-2 дня после события). Это объясняется качественной проверкой фактов и анализом большого количества источников.

3. Язык материалов. В последнее время насаждается культура русского литературного языка, происходит постепенное избавление от терминологии, понятной только железнодорожникам.

4. Вид издания. Отказались от ухода бумажной версии, так как основные читатели относятся привыкли видеть газету в классическом виде. Также у «Гудка» есть свой сайт, дизайн которого был изменен в конце прошлого года. Появилась новостная лента, что сделало более комфортным чтение и поиск материалов. Страницы издания есть и в социальных сетях. Большие просмотры наблюдаются в «Одноклассниках».

5. Коммерческая политика. Доходы от рекламы снижают расходы учредителя. Ориентирование издания на читателей со стабильным доходом.

6. Критика. Редакция «Гудка» спокойно реагирует на критику, что позволяет повышать качество статей.

7. Дополнительный заработок. Подработка в других изданиях не запрещена, но в подписи статьи должна значиться принадлежность журналиста к редакции «Гудка».

8. Перспективы. Понимать, как будет выглядеть издание через год, через пять лет.

В конце мастер-класса Алексей Харнас ответил на вопросы студентов и преподавателей о внутренней структуре редакции и об административных нюансах работы общефедеральной газеты железнодорожников. Публикуем ответы журналиста на самые интересные вопросы:

Как вы удерживаете аудиторию в такой сфере, ведь работникам железнодорожной индустрии нельзя просто так приказать читать профессиональные новости?

– «Гудок» должен уходить от отраслевой кампании и приходить к людям, писать о людях. Необходимо выпускать больше заметок о событиях, которые происходят с сотрудниками. Каждому работнику будет интересно почитать про себя, он надеется, что в следующем выпуске напишут именно про него. Таким образом удастся сохранить аудиторию и обеспечить высокую конкурентоспособность.

Сколько человек работает в редакции?

– В Москве пятьдесят четыре человека с корректором, в регионах установлена регламентация – по тринадцать человек. Понимаю, что московский штаб немного «разжирелся», но это с учетом людей, которые организуют конференции и мероприятия.

Как вы сотрудничаете с внештатниками?

– Мы заключаем обычный трудовой договор. Есть одна особенность, с внештатными сотрудниками тяжело, существует мало профессионалов, готовых писать на совсем узкие темы в отраслевой газете. Если такие желающие и были, то они давно работают у меня. Обычно внештатников мы привлекаем, если нужно сделать какой-то особенный проект.

Какое образование у ваших сотрудников?

– Сотрудников с дипломом факультета журналистики меньшинство, но с высшим образованием все.

Какими качествами должны обладать журналисты «Гудка»?

– Авторам не хватает усидчивости, иногда на фактчекинг нужно потратить больше, чем пятнадцать минут, углубиться в суть дела. Мы развращены лёгкостью получения информации.

Как позиционирует себя газета?

– Очень просто, как газета хороших новостей.

27 декабря 2017 года «Гудок» отпраздновал день рождения, столетие газеты, когда её поздравил даже сам президент РФ Владимир Путин. Активно развиваясь, газета образует сообщество железнодорожников по всей России.

Алина Жукова, Дарья Паращевина, Елизавета Романова, Владислава Шандараева, Марк Охотин