-
НГУ
-
Гуманитарный институт
-
Студентам
- Запись на дополнительные курсы
Дополнительные элективные модули
Вниманию студентов! В соответствии с Положением о внедрении дополнительных элективных модулей (ДЭМ) Гуманитарный институт открывает прием заявок на посещение дополнительных элективных модулей. Курсы доступны для выбора студентами всех направлений ГИ уровня бакалавриата, начиная со 2 курса; всем обучающимся магистратуры и аспирантуры. При успешном прохождении курса и сдаче итоговой аттестации (зачет), дисциплина будет засчитана в качестве факультативной и отражена в приложении к диплому.
Запись на курсы закрывается 1.02 в 23:59:59.
Список курсов на 2 семестр
1. История мировых религий
Лектор: Егоров Станислав Егорович – канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ГИ НГУ
Язык: русский
Содержание курса:
Основная часть данного курса посвящена изучению многочисленных форм религиозного мировоззрения, существовавших в различных культурах на протяжении истории. Помимо этого, в курсе рассматриваются ключевые идеи о сущности феномена религии, существующие в гуманитарных науках. Изучение данных вопросов основано на обращении к наиболее важным научным работам и источникам – сакральным текстам и богословским трудам различных религиозных традиций.
Концептуальной основой курса является феноменологический подход к исследованию истории религий, направленный на постижение сущности тех или иных религиозных идей через признание религиозного опыта их носителей, рассматривающегося в контексте соответствующей традиции. Активно привлекается теоретический и эмпирический материал из антропологии, социологии, философии и богословия.
Освоение курса требует наличия общеисторической эрудиции и знания основных философских концепций; рекомендовано студентам 2-4 курсов направлений «История», «Филология» и «Востоковедение».
2. Лингвокультурология
Лектор: Кутафьева Наталия Витальевна – канд. филол. наук, доцент кафедры востоковедения ГИ НГУ
Язык: русский
Содержание курса:
- Новая научная парадигма и место в ней культурологи. Лингвокультурология как междисциплинарная отрасль науки. Соотношение лингвокультурологии и других лингвистических дисциплин. Подходы к изучению языка. Определение культуры. Культура и человек. Проблема взаимоотношения языка – культуры – этноса в историческом аспекте.
- Язык и культура. Проблемы взаимодействия. Взаимосвязь языка и культуры на примере русского и китайского, корейского и японского языков. Лингвоментальная модель формирования культуры и ее отражение в языке. Языковая картина мира. Языковая картина мира русских, китайцев, корейцев и японцев. Картина мира как отражение особенностей миропонимания носителей языка. Аксиологичность как основное свойство картины мира; проблема языковедческой интерпретации ценностного компонента национальных картин мира.
- Человек в зеркале сравнений, культурологический аспект сравнений. Сравнение как способ представления эмоции и оценки говорящего. Сравнение и образ. Прагматическая функция сравнений. Сравнение и метафора. Специфика сравнений в русском, китайском корейском и японском языках. Характеристика человека на основе сравнений в русском и восточных языках.
- Фразеология как объект изучения лингвокультурологии. Лингвокультурный аспект русской фразеологии. Лингвокультурный аспект китайской, корейской и японской фразеологии.
- Концепт в лингвокультурологии. Понятие концепта. Способы представления концепта, структура концепта. Основные концепты в китайской, корейской, японской и русской языковых картинах мира. Гештальт в лингвокультурологии.
- Символ и метафора как явление языка и культуры. Символ как явление культуры. Представление о символе в разных науках. Образность как важнейшее свойство символа. Символ и метафора. Архетипическая природа символа. Символика в русском, китайском, корейском и японском языках. Метафора как способ представления культуры. Метафоры в русском, китайском, корейском и японском языках.
- Существование человека в языке и культуре. Антропоцентрический подход. Человек – носитель национальной ментальности и языка. Коммуникативная модель формирования культуры и ее отражение в языке. Языковая личность. Типы языковой личности в лингвокультурологическом аспекте. Уровни измерения языковой личности. Мужчина и женщина в обществе, языке, культуре. Мужской и женский языки на примере русского, китайского, корейского и японского языков. Невербальное поведение.
Курс будет интересен студентам филологических направлений 2-4 курсов, специализирующимся по широкому кругу проблем, связанных с языком и культурой.
3. Литературы стран Дальнего Востока (Япония)
Лектор: Елизавета Евгеньевна Малинина – канд. филол. наук, доцент кафедры востоковедения ГИ НГУ
Язык: русский
Содержание курса:
Курс «Литература стран Дальнего Востока (Япония)» построен по хронологическому принципу. История литературы и драматургии Японии рассматривается в широком историко-культурном контексте, в нерасторжимом единстве со всей духовной атмосферой страны, в тесном взаимодействии с другими видами традиционного японского искусства. Важен в структуре курса сравнительно-исторический, сопоставительный аспект, стремление представить явления японской словесности в контексте мирового литературного процесса.
-
Модуль 1. Мифопоэтическая основа развития японской литературы. Начало национального литературного творчества.
-
Модуль 2. «Золотой век» японской средневековой литературы. Эпоха Хэйан (794-1185 гг.).
- Модуль 3. Литература эпохи Камакура (XII-XIV вв.) и Муромати (XTV-XVI вв.).
- Модуль 4. Литература XVII в.: традиции и инновации.
- Модуль 5. Литература XVIII - начала XIX вв.
-
Модуль 6. Литература второй половины XIX - первой половины XX вв.
-
Модуль 7. Литература второй половины XX в. Новые тенденции в современной японской литературе
Курс будет интересен студентам самых разных направлений, в том числе студентам-филологам, а также широкому кругу слушателей
Как записаться на курс(ы)
Шаг
1
Подача заявки в электронной форме
Заявку в
гугл-форме необходимо подать до 23:59:59 1 февраля 2024 года.
В начале семестра будет опубликовано расписание курсов.
Шаг
2
Подача заявления в письменной форме
После того, как Вы посетите несколько занятий и окончательно определитесь, готовы ли Вы осваивать курс и сдавать итоговую аттестацию, необходимо письменно заполнить заявление (скачайте
шаблон заявления) и отдать его в к. 1335.
По всем вопросам, связанным с записью и посещением ДЭМ, необходимо обращаться к координатору:
Юлия Евгеньевна Климанова,
тел.: 363-40-17,
e-mail: i.klimanova@g.nsu.ru