Дополнительные элективные модули

Вниманию студентов! В соответствии с Положением о внедрении дополнительных элективных модулей (ДЭМ) Гуманитарный институт открывает прием заявок на посещение дополнительных элективных модулей. Курсы доступны для выбора студентами всех направлений ГИ уровня бакалавриата, начиная со 2 курса; всем обучающимся магистратуры и аспирантуры. При успешном прохождении курса и сдаче итоговой аттестации (зачет), дисциплина будет засчитана в качестве факультативной и отражена в приложении к диплому.

Запись на курсы закрывается 1.02 в 23:59:59.

Список курсов на 2 семестр

1. История мировых религий

Лектор: Егоров Станислав Егорович – канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ГИ НГУ

Язык: русский

Содержание курса:
Основная часть данного курса посвящена изучению многочисленных форм религиозного мировоззрения, существовавших в различных культурах на протяжении истории. Помимо этого, в курсе рассматриваются ключевые идеи о сущности феномена религии, существующие в гуманитарных науках. Изучение данных вопросов основано на обращении к наиболее важным научным работам и источникам – сакральным текстам и богословским трудам различных религиозных традиций.

Концептуальной основой курса является феноменологический подход к исследованию истории религий, направленный на постижение сущности тех или иных религиозных идей через признание религиозного опыта их носителей, рассматривающегося в контексте соответствующей традиции. Активно привлекается теоретический и эмпирический материал из антропологии, социологии, философии и богословия.

Освоение курса требует наличия общеисторической эрудиции и знания основных философских концепций; рекомендовано студентам 2-4 курсов направлений «История», «Филология» и «Востоковедение».

2. Лингвокультурология

Лектор: Кутафьева Наталия Витальевна – канд. филол. наук, доцент кафедры востоковедения ГИ НГУ

Язык: русский

Содержание курса:

  1. Новая научная парадигма и место в ней культурологи. Лингвокультурология как междисциплинарная отрасль науки. Соотношение лингвокультурологии и других лингвистических дисциплин. Подходы к изучению языка. Определение культуры. Культура и человек. Проблема взаимоотношения языка – культуры – этноса в историческом аспекте.
  2. Язык и культура. Проблемы взаимодействия. Взаимосвязь языка и культуры на примере русского и китайского, корейского и японского языков. Лингвоментальная модель формирования культуры и ее отражение в языке. Языковая картина мира. Языковая картина мира русских, китайцев, корейцев и японцев. Картина мира как отражение особенностей миропонимания носителей языка. Аксиологичность как основное свойство картины мира; проблема языковедческой интерпретации ценностного компонента национальных картин мира.
  3. Человек в зеркале сравнений, культурологический аспект сравнений. Сравнение как способ представления эмоции и оценки говорящего. Сравнение и образ. Прагматическая функция сравнений. Сравнение и метафора. Специфика сравнений в русском, китайском корейском и японском языках. Характеристика человека на основе сравнений в русском и восточных языках.
  4. Фразеология как объект изучения лингвокультурологии. Лингвокультурный аспект русской фразеологии. Лингвокультурный аспект китайской, корейской и японской фразеологии.
  5. Концепт в лингвокультурологии. Понятие концепта. Способы представления концепта, структура концепта. Основные концепты в китайской, корейской, японской и русской языковых картинах мира. Гештальт в лингвокультурологии.
  6. Символ и метафора как явление языка и культуры. Символ как явление культуры. Представление о символе в разных науках. Образность как важнейшее свойство символа. Символ и метафора. Архетипическая природа символа. Символика в русском, китайском, корейском и японском языках. Метафора как способ представления культуры. Метафоры в русском, китайском, корейском и японском языках.
  7. Существование человека в языке и культуре. Антропоцентрический подход. Человек – носитель национальной ментальности и языка. Коммуникативная модель формирования культуры и ее отражение в языке. Языковая личность. Типы языковой личности в лингвокультурологическом аспекте. Уровни измерения языковой личности. Мужчина и женщина в обществе, языке, культуре. Мужской и женский языки на примере русского, китайского, корейского и японского языков. Невербальное поведение.
Курс будет интересен студентам филологических направлений 2-4 курсов, специализирующимся по широкому кругу проблем, связанных с языком и культурой.

3. Литературы стран Дальнего Востока (Япония)

Лектор: Елизавета Евгеньевна Малинина – канд. филол. наук, доцент кафедры востоковедения ГИ НГУ

Язык: русский

Содержание курса:

Курс «Литература стран Дальнего Востока (Япония)» построен по хронологическому принципу. История литературы и драматургии Японии рассматривается в широком историко-культурном контексте, в нерасторжимом единстве со всей духовной атмосферой страны, в тесном взаимодействии с другими видами традиционного японского искусства. Важен в структуре курса сравнительно-исторический, сопоставительный аспект, стремление представить явления японской словесности в контексте мирового литературного процесса.

Курс будет интересен студентам самых разных направлений, в том числе студентам-филологам, а также широкому кругу слушателей

Как записаться на курс(ы)

Шаг
1
Подача заявки в электронной форме
Заявку в гугл-форме необходимо подать до 23:59:59 1 февраля 2024 года.
В начале семестра будет опубликовано расписание курсов.

Шаг
2
Подача заявления в письменной форме
После того, как Вы посетите несколько занятий и окончательно определитесь, готовы ли Вы осваивать курс и сдавать итоговую аттестацию, необходимо письменно заполнить заявление (скачайте шаблон заявления) и отдать его в к. 1335.


По всем вопросам, связанным с записью и посещением ДЭМ, необходимо обращаться к координатору:

Юлия Евгеньевна Климанова,
тел.: 363-40-17,

e-mail: i.klimanova@g.nsu.ru

Архив курсов (2023/24 уч. г.)

Архив курсов (2022/23 уч. г.)

Архив курсов (2021/22 уч. г.)

Архив курсов (2020/21 уч. г.)

Архив курсов (2019/20 уч. г.)

Архив курсов (2018/19 уч. г.)