Дополнительные элективные модули

Вниманию студентов! В соответствии с Положением о внедрении дополнительных элективных модулей (ДЭМ) для индивидуализации учебных траекторий на 2020/21 учебный год вводится система выбора дополнительных курсов.

Курсы доступны для выбора студентами всех направлений ГИ уровня бакалавриата, начиная со 2 курса; всем обучающимся магистратуры и аспирантуры. При успешном прохождении курса и сдаче итоговой аттестации (зачет), дисциплина будет засчитана в качестве факультативной и отражена в приложении к диплому.

Запись на курсы закрывается 14.09 в 23:59:59.

Список курсов

Курсы «Чешский язык», «Введение в сравнительно-историческое изучение индоевропейских языков» и «История европейских представлений о Востоке» исключены из списка ДЭМ! Просим извинения за доставленные неудобства.

1 семестр

1. Этнология стран Дальнего Востока

Лектор: Елена Эдмундовна Войтишек – доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой востоковедения ГИ НГУ 

Расписание: чт, 14:30, ауд. 2348 (есть возможность удаленного посещения, т.к. на лекции ведется видеотрансляция для иностранных студентов)

Язык: русский

Этнология как наука о человеке во всем многообразии его проявлений и связей дает ключ к пониманию места и роли этнической компоненты в жизни конкретного индивидуума и общества в целом. Формируя системное представление о закономерностях возникновения и развития этнических сообществ и стратегиях межэтнического взаимодействия, курс обладает важной теоретической и практической значимостью. В рамках курса обязательным элементом является изучение истории этнологии, основополагающих концепций, касающихся теории этноса и классификаций этносов, знакомство с понятийным аппаратом современной науки. Овладение практическими навыками применения этнологических подходов и методов происходит при изучении этногенеза и этнической истории народов Восточной Азии (Китая, Кореи и Японии), особенностей их материальной и духовной культуры, календарных обычаев, национальных стереотипов и этнической идентичности.

Основные темы курса:


2. История европейских представлений о Востоке – курс отменен

Лектор: Геннадий Геннадьевич Пиков – доктор исторических наук, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории, старший научный сотрудник лаборатории истории древнего мира и средних веков ГИ НГУ

Расписание: пн, 16:20, ауд. 1355

Язык: русский

Проблема межцивилизационного диалога в целом и отношений цивилизаций и вопросы, отражающие процессы становления и трансформации восприятия друг друга представителями разных «миров» – культур оказались одними из наиболее актуальных в конце XX – начале XXI вв. как для специалистов разных гуманитарных наук, так и для общества в целом. Исследование «образа» Другого является неотъемлемой частью работы

по формированию общей картины истории взаимоотношений культур на различных этапах. «Образ» иной цивилизации имеет особое значение для развития культуры, ибо он предполагает целостное и глубокое восприятие иного культурного наследия в целом и в особенности религиозного опыта, правовых норм, политических традиций, социального опыта, моральных и этических норм.

Основные темы и проблемы курса:


3. История отечественной культуры Х–ХХ веков

Лектор: Наталья Сергеевна Гурьянова – доктор исторических наук, старший научный сотрудник сектора археографии и источниковедения, профессор кафедры отечественной истории ГИ НГУ

Расписание: пт, 16:20, занятия проводятся дистанционно (ссылка на видеотрансляцию разослана всем подавшим заявку)

Язык: русский

Курс направлен на изучение процесса формирования отечественной культуры с целью прояснения ее духовной основы, выделения важных этапов становления и развития на протяжении X–XX вв. Факты культурной жизни России рассматриваются в непосредственной связи с важнейшими социально-общественными и политическими событиями, что позволяет охарактеризовать основные этапы формирования, становления и развития отечественной культуры, соотнося их с развитием государства. Известные события рассматриваются в культурном контексте и обращается внимание на необходимость его восстановления для углубления наших представлений об эпохе, о конкретном историческом факте. Это будет способствовать более глубокому пониманию исторического процесса. Данный подход предоставляет возможность обратить внимание на постепенное формирование духовной сущности отечественной культуры, охарактеризовав ее религиозную основу на ранних этапах. Особое внимание при этом уделяется роли отечественной культуры в становлении и формировании идеологии Русского централизованного государства, а затем и Российской империи.

4. Политические системы России в исторической динамике

Лектор: Андрей Сергеевич Зуев – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории, директор ГИ НГУ

Расписание: дисциплина входит в состав укрупненного курса, начнется во второй половине октября. Уведомление о начале занятий и расписании будет разослана позже.

Язык: русский

Курс лекций является модулем дисциплины «Политические системы стран Евразии в исторической динамике», читаемой в рамках магистерской программы «Политические и социокультурные трансформации в истории Евразии». В лекциях на основе новейших теоретико-методологических подходов и концепций, а также разнообразного эмпирического материала дается целостное представление о динамике политических систем России на протяжении всей ее истории, в том числе об основных тенденциях, этапах, факторах, параметрах, императивах и особенностях становления и развития политических идеологем, институтов, структур и отношений, функционировавших в Древней, Средневековой и Московской Руси, Российской империи, СССР и постсоветской России.

5. Основы лингвистической экспертизы текста

Лектор: Елена Евгеньевна Абрамкина – ассистент кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики ГИ НГУ

Расписание: ср, 14:30, ауд. 3318

Язык: русский

Лингвистическая экспертиза текста – сравнительно новая область прикладной лингвистики, основной задачей которой является определение лингвистических признаков правонарушений в сфере речевой коммуникации. Предлагаемый курс направлен на знакомство студентов с основами лингвистической экспертизы и ее производства. Во время изучения курса студенты знакомятся с понятием и основными направлениями судебной лингвистической экспертизы, получают навыки комплексного анализа текстов разных жанров и стилей. В рамках курса рассматриваются такие виды лингвистических экспертиз, как лингвистическая экспертиза оскорбления, клеветы, экстремизма, рекламной коммуникации, объясняются и отрабатываются на практике методы их анализа. Также отдельное внимание уделяется экспертизам, связанными с защитой интеллектуальной собственности, куда относятся экспертиза товарных знаков для определения и сходства до степени смешения и автороведческая экспертиза.

Курс рассчитан на два семестра. Для успешного овладения материалами курса необходимы базовые знания в области морфологии, лексикологии, фразеологии и синтаксису русского языка.

6. Введение в сравнительно-историческое изучение индоевропейских языков курс отменен

Лектор: Иван Александрович Реморов – кандидат филологических наук, доцент кафедры источниковедения литературы и древних языков ГИ НГУ

Язык: русский

Курс направлен на то, чтобы познакомить студентов со сравнительно-историческим индоевропейским языкознанием, его методами и наработками, дать представление о лингвистической истории индоевропейских народов и их родстве, научить ориентироваться в пространстве лингвистических реконструкций и оценивать степень их вероятности и научной достоверности.

Общая цель изучения дисциплины «Введение в сравнительно-историческое изучение индоевропейских языков» – ознакомить с историей и современным состоянием индоевропейского сравнительно-исторического языкознания.

Задачи курса:


7. Антропологическая лингвистика

Лектор: Наталья Борисовна Кошкарева – доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой общего и русского языкознания ГИ НГУ

Расписание: вт, 10:50, ауд. 2348

Язык: русский

Целью освоения дисциплины является формирование теоретических и методологических основ изучения грамматических категорий в свете антропоцентрического подхода.

По итогам прохождения курса студент должен достигнуть следующих результатов образования:

8. Древнегреческий язык

Лектор: Татьяна Ивановна Заворина – старший преподаватель кафедры источниковедения литературы и древних языков ГИ НГУ

Расписание: ср, 16:20, ауд. 1332

Язык: русский

Теоретическая цель преподавания древнегреческого языка состоит в том, чтобы дать студентам представление о фонетической, лексической и грамматической системе древнегреческого языка классического периода, а также о влиянии и значении древнегреческого языка на формирование и развитие русского языка. Практическая цель состоит в том, чтобы освоить грамматический строй древнегреческого языка, научить читать и лингвистически анализировать тексты, а также знать наизусть сентенции и отрывки из произведений на древнегреческом языке. Курс рассчитан на два семестра.

9. Литература и философия

Лектор: Олег Альбертович Донских – доктор философских наук, профессор источниковедения литературы и древних языков ГИ НГУ

Расписание: ср, 16:20, ауд. 2328

Язык: русский

Курс «Литература и философия» предполагает разбор различных аспектов взаимодействия философии и литературы на материале разных эпох и разных культур, начиная с древневосточной религиозно-философской словесности и различных жанров древнегреческой литературы как способов выражения философских идей. В курсе также освещаются метафизические идеи в английской литературе елизаветинского периода, у английских романтиков, в поэзии Тютчева. Специально рассматриваются экзистенциализм и философия жизни как философско-литературные явления. Выявление метафизических представлений, стоящих за теми или иными литературными произведениями, позволяет выявить культурно-исторические предпосылки, определяющие существенные текстовые характеристики данных произведений.

10. Введение в теорию межкультурной коммуникации

Лектор: Анна Леонидовна Соломоновская – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой межкультурной коммуникации ГИ НГУ

Расписание: чт, 12:40, ауд. 2328

Язык: английский

Настоящий курс знакомит студентов с межкультурной коммуникацией (МКК) как самостоятельной междисциплинарной наукой, раскрывает предпосылки ее возникновения, формулирует ее предмет, цель и задачи, вводит основные понятия и термины, знакомит с проблематикой и методами исследования. Курс читается на английском языке, что позволяет студентам совершенствовать навыки академического английского.

Перечень основных разделов дисциплины:


11. Билингвизм и мультикультурность

Лектор: Мишель Дебренн – доктор филологических наук, доцент кафедры романо-германских языков ГИ НГУ

Расписание: вт, 10:50, ауд. 2322

Язык: русский

В контексте данного курса понятие билингвизма (плюрилингвизма) понимается широко, как «использование в ежедневной жизни двух (или больше) языков или диалектов». Около половина населения земного шара – билингвы или плюрилингвы, и это количество все увеличивается в силу как глобализации и миграционных потоков, так и увеличения количества людей, изучающих один или несколько иностранных языков. Это обстоятельство делает изучение билингвизма актуальным. Несмотря на то, что теоретики советского и российского языкознания владели несколькими иностранными языками, в России до сих пор ведущая парадигма изучения билингвизма основана на позицию монолингва, для которого билингвизм или плюрилингвизм – отклонение от моноязычной нормы. При этом в последнее время появилось большое количество исследований, в которых, наоборот, билингвизм (и, соответственно, плюрилингвизм) рассматривается не как аномалия, не как сумма двух и более языковых личностей, а как целостная, постоянно эволюционирующая система. Нет двух одинаковых билингвов, у каждого человека своя индивидуальная языковая биография, в которой знакомство с иностранными языками переплетается со знанием родного, в которой то один, то другой язык играет ведущую роль. При этом можно, используя современные достижения лингвистики, психолингвистики, социолингвистики и когнитивной лингвистики, вывести закономерности функционирования блингвальной / плюрилингвальной личности. Таким образом, современные зарубежные работы сочетаются с ведущим в последнее время в российской лингвистике антропоцентрическим принципом, согласно которому центральное место в лингвистических исследованиях занимает не абстрактная языковая система, а конкретный «человек говорящий». Необходимо реально описать взаимодействие нескольких языков в рамках одной языковой личности, в том числе для повышения эффективности обучения иностранными языками. В 2001–2003 гг. исследователи Ж.М. Девэль (Англия) и А. Павленко (США) провели обширное психолингвистическое тестирование различных билингвов, и их работы позволили сделать большой шаг в этом направлении. Однако среди опрошенных билингвов было мало носителей русского языка, и мы считаем необходимым заполнить этот пробел.

Основные темы курса:

12. История античной литературы

Лектор: Людмила Викторовна Буднева – старший преподаватель кафедры источниковедения литературы и древних языков ГИ НГУ

Расписание: пн, 12:40, ауд. 2348 (есть возможность удаленного посещения, т.к. на лекции ведется видеотрансляция для иностранных студентов)

Язык: русский

В курсе будет рассказано не только об истории античной литературы (от мифологии не по Куну до Апулея), но и о том, как античность повлияла на отечественную культуру и почему ее наследие никогда не потеряет актуальность. Вы не узнаете, что написал Сократ и в чем состоит эдипов комплекс, зато познакомитесь с вегетарианской концепцией Пифагора (!) в изложении Овидия и первыми фантастическим романами эллинистической Греции.

13. История зарубежной литературы XVII–XVIII вв.

Лектор: Людмила Викторовна Буднева – старший преподаватель кафедры источниковедения литературы и древних языков ГИ НГУ

Расписание: пн, 10:50, ауд. 2328

Язык: русский

В курсе будет рассказано об истории европейской литературы XVII–XVIII веков - эпохи формирования нового сознания. XVII век с барокко и классицизмом, плутовским романом испанцев и максимами Ларошфуко удивительно созвучен с нашим временем. XVIII век вызовет отклик просветительскими теориями, своим оптимизмом и стремлением все объяснить. И обязательно будут гуигнгнмы!

Как записаться на курс(ы)

Шаг
1
Подача заявки в электронной форме
Заявку в гугл-форме необходимо подать до 1 сентября.
В начале семестра будет опубликовано расписание курсов.

Шаг
2
Подача заявления в письменной форме
После того, как Вы посетите несколько занятий и окончательно определитесь, готовы ли Вы осваивать курс и сдавать итоговую аттестацию, необходимо письменно заполнить заявление (скачайте шаблон заявления) и отдать его в к. 1260.


По всем вопросам, связанным с записью и посещением ДЭМ, необходимо обращаться к координатору:

Анастасия Александровна Речкалова,

тел.: (383) 363-42-26,

e-mail: a.rechkalova@g.nsu.ru



Архив курсов (2019/20 уч. г.)

Архив курсов (2018/19 уч. г.)