Преподаватель ГИ Алексей Кириллов издал книгу о податных реформах капиталистической России

Выпускник Гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета 1999 года, к.и.н., доцент кафедры отечественной истории ГИ НГУ, старший научный сотрудник Института истории СО РАН Алексей Кириллов издал книгу «От подушной подати к подоходному налогу: податные реформы капиталистической России и их воплощение в Западной Сибири второй половины XIX – начала XX века».

Связывая в единую цепь ряд, казалось бы, разрозненных событий, автор воссоздаёт историю долгой податной реформы последних трёх Романовых – и за счёт этого раскрывает механизм действия той общественной системы, которая обеспечила стремительное развитие России в последние полвека перед Революцией.

Начиная с Комиссии по преобразованию системы податей и сборов, созданной на заре царствования Александра II, и до последних недель Временного правительства, в России состоялась целая вереница налоговых реформ. Какие-то из них хорошо известны историкам, другие незаслуженно оставались в тени. В этой книге все они впервые показаны как ступеньки единой лесенки, по которой освобождённая от крепостного права Россия поднималась к осуществлению светлой мечты эпохи «Великих реформ» – всеобщего подоходного налога.

Но изучение системы, создаваемой реформаторами и воплощаемой в законах – лишь первый этаж исторического исследования. Самое поразительное в дореволюционной налоговой системе – это податные присутствия. Как это ни удивительно для страны, славной бескрайним самодержавием, одну из главных государственных задач выполняло общество. То, от чего зависело наполнение государевой казны – определение подлежащего обложению дохода – делали сами плательщики, выбранные членами податных присутствий. Разновидность податного присутствия являла собой и крестьянская община, после отмены круговой поруки продолжавшая заниматься раскладкой налогов, но не отвечавшая за их сбор.

Изучение того, как на самом деле работали податные присутствия, возможно лишь на материалах местных архивов, и они обильно использовались при работе над книгой. Документы показывают, что ни податные присутствия в городах, ни крестьянская община не были независимы от государства. Они не просто работали в рамках закона, но работали по указаниям чиновников, которые в глазах крестьян оставались непререкаемым авторитетом. Однако и городские присутствия, и община отнюдь не ограничивались ролью оформителей воли начальства. От простых людей в присутствиях и на сельском сходе действительно зависели решения, важные с точки зрения власти. Одни и те же вопросы в разных случаях решались по-разному, в борьбе интересов и мнений.

Это и есть ответ на вопрос о двигателе капиталистической России – по крайней мере, об одном из двигателей. Самостоятельность, инициатива, ответственность – вот слова, которые описывают общество дореволюционной России. Государство, при всей своей ярко выраженной недемократичности, закрепляло за обществом важную роль в исполнении дел, значимых и для общества, и для государства».

Избранные главы из книги размещены в открытом доступе