Война как фактор развития культуры?

Как бы провокационно с точки зрения обыденного сознания ни звучала вынесенная в заголовок реплика, участники V Всероссийской междисциплинарной научной конференции «Метаморфозы культуры: Inter arma non silent musae», которая состоится в Новосибирском государственном университете 28–29 сентября, попробуют разобраться в проблеме с научной беспристрастностью. Конференция организована кафедрой истории, культуры и искусств Гуманитарного института в рамках Международного научного форума «Наследие».

плакат 1.jpg

Подзаголовок конференции – Inter arma non silent musae («Когда говорят пушки, музы НЕ молчат»), полемизируя с известной древнеримской поговоркой, предполагает анализ проблемы «война и мир» в культурологическом аспекте. Если война – безусловное зло, то почему война и связанные с ней образы жестокости, насилия, смерти, несмотря на внушаемые ими ужас и отвращение, испокон веков занимали важнейшее место в мировой культуре? 28 сентября на пленарном заседании «Война и культура» этот вопрос будет рассмотрен с позиций философии и антропологии (Кузин В.И., «Война. Смерть. Самореализация»; Розов Н.С., «Ритуальные основы сакрализации и эстетизации войны»; Шамолин Р.В., «Введение в антропологическую проблему насилия: ритуалы, герои и тревога»). Научные доклады секций «Образы войны в дискурсивных полях мировой культуры» и «Концепт “война” и особенности его художественной репрезентации» будут посвящены темам борьбы, выживания, победы и поражения, образам героев и врагов в произведениях литературы, живописи и кинематографии, охватывающих период времени от русско-турецких войн до начала XXI в. (Ларкович Д.В., «Русско-турецкие войны в ракурсе историко-литературной ретроспекции»; Долгушин Д. В., «Война 1812 г.в зеркале текстов А.С. Шишкова»; Проскурина Е. Н., «Гражданская война в романе В.Зазубрина “Два мира”: смена художественной стратегии»; Шиловский М. В., «Образ А.В. Колчака в сибирской прозе 1990–2000-х гг.», Панина Н. Л., «Рисунок в военном дневнике: задачи художника и задачи рисующего писателя»; Бартош Н. Ю. «“Зеркало героя” в эпоху глобальных перемен (на примере творчества Андрея Пашкевича)»; Синякова Л.Н., «“Разочарование” Мэтта Грейнинга: превращение истории в природу», и т.д.).

Второй день конференции 29 сентября откроется работой в секции «Inter arma non silent Musae». Действительно ли блажен поэт, посетивший «сей мир в его минуты роковые» (Ф. Тютчев)? Каковы особенности «выживания» культуры в периоды социально-исторических катаклизмов? Разговор на эти темы, начавшись с доклада о концерте в осаждённом Дамаске 2013 г. (М.Н. Дрожжина), перейдёт в обсуждение разнообразных аспектов социальных и творческих процессов в условиях экономический конкуренции и идеологической несвободы в период с XVIII до XX вв. (Воробцова Л. Н., «Новониколаевские предприниматели в годы Первой мировой и гражданской войны»; Донских О. А., «Экономическая жизнь в восприятии русских поэтов XVIII – XIX вв.», Шатин Ю. В., «Стансы: от мотива к жанру»; Штуден Л. Л., «Свеча в ледяном доме», и т.д.).

Доклады в секции «Война как ситуация культурного контакта» будут посвящены как особенностям интерпретации концепта «свой / чужой» и специфике самоидентификации в столкновении с «чужим» (Макарова Н.И., «Образ индейца Америки в гравюрах Теодора де Бри; Резник О.В., «Культурные процессы эпохи 1917–1920 гг. глазами эмигрантов: мемороцентристский вектор»; Оплаканская Р.В., «Проблема осознания этнической идентичности в ситуации социально-исторического катаклизма»), так и немаловажному следствию ситуации военного конфликта – «передислокации» центров развития и сохранения культуры (Дитенбир В. В., «Роль эвакуированных специалистов в становлении оперного исполнительства в Новосибирске»; Григорьева Е. В., «Деятельность эвакуированных специалистов как фактор зарождения профессионального хорового образования в Томске», и др.).

Два дня, 29 докладов, участники – учёные-гуманитарии из разных вузов Новосибирска и России... Организаторы конференции надеются, что, как и в предыдущие годы, конференция «Метаморфозы культуры» откроет новые грани и задаст перспективные направления культурологических исследований.