Мария Тимофеева: «Считается, что лингвистика — сугубо гуманитарная область, но в современном мире это не так»

Доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник Института математики СО РАН, Руководитель направления подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Гуманитарного института НГУ Мария Кирилловна Тимофеева рассказала об особенностях обучения.

Чем прикладная лингвистика отличается от других направлений Гуманитарного института НГУ?

— Это направление очень сильно отличается от других направлений Гуманитарного института, потому что оно междисциплинарное. Ещё в советское время, когда специальность только зародилась, она имела название «Математическая лингвистика». Это направление на стыке лингвистики, математики, программирования, нейронауки, психолингвистики. Здесь математика изучается достаточно глубоко, что нужно учитывать абитуриентам.

Считается, что лингвистика — сугубо гуманитарная область, но в современном мире это далеко не так. Выпускники нашего бакалавриата иногда поступают в магистратуру на ФИТ или на ММФ. Математическая подготовка у нас хорошая, как и лингвистическая. Ведь студенты слушают лингвистические курсы вместе с филологами на одном уровне.

Почему прикладная лингвистика всё–таки относится к Гуманитарному институту?

— Такая традиция в нашей стране сложилась ещё в советское время. Хотя подобная ситуация существует далеко не везде. Например, во Франции и в Чехии аналогичная специальность относится к отделениям математики или информатики.

В каких сферах востребованы выпускники вашего направления?

— Это могут быть сферы программирования и компьютерных технологий, сферы, связанные с когнитивными исследованиями, искусственным интеллектом, речевой дефектологией, лингвистической экспертизой. Например, сейчас достаточно популярно создание диалоговых систем с функцией консультанта. Вообще, студенты нашего направления имеют большой выбор дальнейшей жизни. Некоторые выпускники становятся хорошими филологами, а некоторые успешно работают как программисты, разработчики лингвистических программ, тестировщики, технические писатели.

Чему учат ваших студентов?

— Прежде всего это те аспекты искусственного интеллекта, которые связаны с языковой деятельностью. Освоение математики и программирования готовит студентов к построению языковых моделей, изучению функций языка при помощи математических и компьютерных средств. В направлении, связанном с нейролингвистикой студенты учатся исследовать корреляции между мозговой и речевой деятельностью, готовя себя к возможности работать, например, в области речевой дефектологии.

 После какого курса студенты отправляются на практику, и каким образом она проходит?

— Первая практика в области программирования обязательна для всех. Она проходит на 2 курсе и называется «Учебная практика». Студенты, индивидуально или в группах, создают не очень сложные, но при этом достаточно разнообразные и интересные программы на языке Python.

Далее идёт практика по выбору, она длится в течение всего 3 курса. Студенты сами выбирают из предложенных им вариантов одно из направлений, после чего совместно с руководителем обсуждают предстоящие темы и задачи работы.

Практика позволяет попробовать разные виды деятельности. Студент может, например, выполнять курсовую работу по программированию, а практику проходить по нейролингвистике. Это помогает понять, что интереснее изучать и в каком направлении лучше двигаться.

Какой преподавательский состав вашего направления?

— Это очень профессиональный состав. Лингвистические предметы ведут профессиональные филологи, преподаватели отделения филологии, сотрудники Института филологии СО РАН. Математику преподают профессиональные математики. В подготовке студентов участвуют сотрудники институтов СО РАН: Института математики, Института вычислительных технологий, Института систем информатики. Направление, связанное с нейролингвистикой, ведут преподаватели, работающие в Институте физиологии и фундаментальной медицины. Направление программирования ведут профессиональные программисты, которые, как правило, работают в каких–либо компьютерных организациях. Это основные наши направления сотрудничества в плане преподавания и специализации.

Стоит ли ожидать изменения в программе обучения студентам в этом году?

— Существенных изменений ожидать не стоит, однако в текущем учебном году мы начали вводить цикл предметов, который готовит к специальностям «Разработчик Web и мультимедийных приложений» и «Специалист по информационным ресурсам». Мы уже ввели два предмета предполагаемого цикла и планируем на будущий год добавить ещё два. Мы следим за рынком труда, в данный момент технологии искусственного интеллекта активно развиваются, поэтому надо, чтобы наши студенты были хорошо подготовлены к участию в таких разработках.

Почему абитуриентам надо выбирать именно ваше направление?

— Потому что оно современное и востребованное. Однако стоит учитывать, на нашем направлении много математики, что может оказаться неожиданным для Гуманитарного института. Но не зря Ломоносов однажды сказал: «Математика ум в порядок приводит», поэтому, я считаю, направление «Фундаментальной и прикладной лингвистики» стоит выбирать ребятам, которые не боятся математики, и кто хотел бы освоить современные методы работы с языком и текстом. Тогда вы сможете стать востребованным специалистом и вписаться в области, которые сейчас активно развиваются.

Беседовала Екатерина Парфесова