Выпускница ГИ Анна Колпакова: «Журналистика — это эволюция»

Выпускница направления подготовки «Журналистика» Гуманитарного института НГУ Анна Колпакова в этом году вошла в состав жюри Открытого всероссийского студенческого конкурса журналистского мастерства «Аргонавты» им. А. Горюнова в номинации «Печать». Мы спросили у нее о сложностях оценивания номинированных работ и о ее учебе в НГУ.

—  Как ты попала в жюри?

— В прошлом году, когда училась на 4 курсе, я преподавала в Школе юного журналиста НГУ. По воскресеньям я вела у школьников «Мультимедийную журналистику», разбирали с ними теорию журналистских жанров и так далее. Школу курирует Клавдия Сергеевна Березнякова. В этом году она мне написала и предложила поучаствовать в проверке работ, и я согласилась. Всего лишь одно сообщение решило мою судьбу (смеётся). На самом деле очень приятно, что после выпуска о тебе помнят и тебе доверяют.

— С какими сложностями столкнулась при оценивании работ?

— Работ было много, и не все работы соответствовали заявленной секции. У меня были две подноминации — «Интервью» и «Репортаж». Было очень много хороших и интересных материалов, но, к сожалению, я не могла их высоко оценить, потому что они не соответствовали жанровым критериям, то есть не вписывались ни в «Интервью», ни в «Репортаж». Поэтому у меня была внутренняя дилемма: оценивать работу и какой-то творческий вклад участника или же придерживаться критериев, которые нам предъявляет сам конкурс.

— Чем, на твой взгляд, конкурс может быть полезен для участников?

— Мне кажется, что в нашей сфере любые журналистские и творческие конкурсы полезны просто по определению, потому что это способ реализации, это возможность получить критический отзыв на то, что ты делаешь и вообще понять, в той ли ты сфере развиваешься, стоит ли еще что-то искать или это действительно твое. Я прямо рекомендую участвовать в любых подобных мероприятиях.

— Ты участвовала в Аргонавтах во время учёбы в НГУ?

— Постоянно слышала об этом масштабном мероприятии, но никогда в нем не участвовала: ни в школе, ни во время учебы в университете, ни в организации этого конкурса. В этом году я впервые соприкоснулась в этим действом.

— Какой совет можешь дать своим коллегам-студентам?

— Вообще совет я могу дать только один. Во время учебы на Факультете журналистики у нас все время складывается ощущение, что мы где-то «не дотягиваем», потому что здесь достаточно конкурентная среда, и люди очень творческие, деятельные и активные. Все они постоянно развиваются, что-то делают и постоянно об этом рассказывают. Когда ты находишься внутри всей этой движухи, то кажется, что все куда-то растут, а ты один маленечко «не до-»: не дотягиваешь, не дорабатываешь, не доделываешь где-то классные проекты. Но самое важное, что я могу сказать, — это не так. Ты не хуже, не слабее и не менее талантлив. Это такая специфика среды, в которой ты находишься, и нужно просто к ней привыкнуть, адаптироваться и все время думать о том, что внутри у тебя и что ты можешь сказать этому миру, несмотря ни на кого. Это достаточно банальные вещи, смотреть на себя и идти своей дорогой, но, как ни странно, в нашей сфере, в нашей профессии и на нашем факультете это действительно крайне важно, потому что можно потерять много времени, сил и ресурсов, следя за успехами других людей. Мне кажется, что с самого начала нужно понять, что есть ты, отдельная и автономная личность, у которой очень большой багаж. Ты обладаешь какими-то особенными навыками, способностями и языком, отличным от всех других, и нужно вкладываться в это и меньше наблюдать за тем, что делают другие люди. Больше вкладывать в себя.

— Чем ты занимаешься сейчас?

— Сейчас я переехала в Москву и учусь в ВШЭ на 1 курсе магистратуры. Мое направление называется «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Суть в том, что из нас делают продюсеров. Нас подготавливают к продюсированию крупных трансмедийных проектов, то есть мы занимаемся созданием контента, который будет распространятся по разным платформам, и каждая новая платформа будет расширять историю. Грубо говоря, такие большие, разросшиеся, крупные медийные вещи. Последние полгода я работала в благотворительном фонде «Солнечный город» и писала для них тексты. После переезда пришлось всю эту тему закрыть. Какие-то мелкие проекты появляются здесь (в Москве), не связанные с учебой. Но, в основном, большую часть времени сейчас занимает учеба в магистратуре, потому что она достаточно сложная, ее много, как ни странно, и вся моя деятельность сейчас — это бесконечное генерирование идей и создание контента на разных платформах, начиная от привычной нам Tilda, и заканчивая какой-нибудь инфографикой и таймлайном, съемкой фильмов и всего-всего-всего остального вплоть до SMM.

— Какие журналисты были для тебя ориентиром во время учёбы?

— Очень сложно с журналистами, потому что во время учебы меня больше интересовала проектная деятельность крупных медиа. Не могу сказать, что я концентрировалась когда-то на отдельных личностях. Скорее меня интересовали большие спецпроекты. Наверное, сейчас будет банально, но во время учебы меня восхищали и восхищают во многом до сих пор то, что делают «Такие дела». Их спецпроекты мне кажутся очень качественными, особенно с точки зрения визуала и сторителлинга, как через историю мы проникаем и эмоционально воспринимаем какую-нибудь острую социальную проблему. 

— Расскажи о своём самом любимом учебном и внеучебном моментах, которые происходили во время студенчества

—  Если говорить об учебных мероприятиях, то мне ужасно нравились наши семинары по Истории зарубежной журналистики, когда они были театрализованные, когда мы ставили какие-то сценки, придумывали сценарий, приносили костюмы, наряжались и репетировали. И еще семинары по Истории русской литературы с такими же сценками. Они запали в душу вообще всем, не только мне. Если говорить про внеучебное мероприятие, это однозначно Кутежи, здесь бесспорно все выпускники меня поддержат.  Кутежи — это даже не один день в декабре, а массовый движ, который начинается в середине октября и заканчивается в декабре, то есть это целый период подготовки, взаимодействия, творческого соучастия, общения. Ты узнаешь людей с других курсов, да и в принципе своих однокурсников, с которыми ты учился 4 года, и сейчас узнаешь, что «он танцует клево», или что «он поет», или «он музыку пишет, классно». Это, конечно, то, чего в более взрослой жизни, на другом этапе, очень сильно не хватает. 

— Если бы сейчас была возможность посетить любую учебную пару, то на какую бы ты пошла?

—  Это была бы, однозначно, пара Ольги Дмитриевны Журавель по истории русской литературы. Это был бы семинар, потому что именно 3 курс я вспоминаю с такой любовью и благодарностью. Чувствовалось полное единение в каком-то творческом порыве, в полете мысли и сердца с Ольгой Дмитриевной, да и с группой, когда мы делились какими-то мыслями. По крайней мере, для меня это было просто важно. Такое открытое пространство, где можно было открыто делиться своими мыслями и взглядами, которые отличались где-то от других, но имели право на существование и быть услышанными.  

— Какой главный урок тебе дал факультет о журналистике?

— Наверное, то, что журналистика — это эволюция. Она не статична, никогда не конечна, и нет той финальной точки, чтобы мы могли сказать: «Так, все, сейчас период нашего развития закончился, дальше уже некуда, выше уже ничего не может быть, мы теперь сверхлюди». Нет момента, когда ты полностью выучился. На протяжении жизни в нашей сфере есть, чему учиться и есть, куда развиваться. Вот эта мультизадачность, когда ты одновременно владеешь различными скиллами: и писать, и снимать, и говорить, и работать на технических платформах. Вот это сфера, в которой ты можешь развиваться в абсолютно разных направлениях, и нет конца и края этому развитию, потому что мир развивается постоянно. После получения диплома твое обучение, по факту, только начинается.

Беседовала Флоренсия Салехи