Дни ГИ состоялись в НГУ

С 8 по 12 апреля в Новосибирском государственном университете прошли Дни Гуманитарного института.

В первый день лекцию «Мозаичное прошлое: материальное наследие и визуальные образы советской эпохи – методы и стратегии исследования» прочитал магистрант Гуманитарного института НГУ Михаил Шматов.

В начале лекции для студентов провели небольшую викторину в три этапа – на первом этапе им предложили соединить фотографии мозаик и барельефов с их датами, на втором – соединить фотографии объектов с городами, в которых они расположены. Студенты совещались друг с другом, высказывали предложения и узнавали новое. В заключении на экран вывели фотографии панно и предложили порассуждать, в каком городе оно может находиться.

IMG_20240408_160951.jpg

После «интеллектуальной разминки для ума» началась сама лекция, на которой Михаил рассказал о разнице между мозаикой, витражами и муралами, а также об истории их возникновения.

– Золотой век мозаик начался в ноябре 1955 года, когда Хрущёв решил бороться с излишествами. Раньше везде стояли статуи – даже на небольших вокзалах или станциях. Мозаика в метро есть ещё с 30-х годов, московском и ленинградском в первую очередь, – рассказывает Михаил. – По легенде Хрущёв пришёл в достраивающееся здание МГУ и сказал: «Да здесь всю Москву расселить можно! Не надо так».

На лекции была богатая визуальная составляющая: все примеры образцов можно найти в самом Новосибирске и приближенных районах, съездить туда и посмотреть лично. Многие фотографии, представленные в презентации, сделаны самим лектором. Михаил рассказал о каждом месте, где находятся объекты искусства, а также о символике в мозаике времён СССР и предложил студентам самим попробовать догадаться, что означает та или иная деталь на панно.

Второй день порадовал студентов сразу двумя лекциями: кандидат биологических наук Софья Пантелеева прочитала лекцию о том, как животные помогают лингвистам, а доцент кафедры всеобщей истории ГИ Станислав Егоров рассказал об образах страха и о чём (не) говорит хоррор–кинематограф.

– Проводить дни ГИ – это традиция. Просто до этого некому и некогда было их организовать, a в этом году есть ресурсы и силы для их проведения. Кто–то из проводящих лекцию с радостью идёт на контакт, кто–то нет. Александр Бессонов, к примеру, приглашённая звезда – он достаточно известен в литературной среде. Вообще всё идёт хорошо. Все рады и довольны, всем нравится, – рассказывает Максим Ганш, один из организаторов недели ГИ и член оргкомитета.

На третий день студентов ждал сюрприз: лекцию «Джедаи, мандалорцы или как стать одним из самых продаваемых авторов» пригласили прочитать Александра Бессонова – автора и мастера короткой прозы. В начале лекции Александр раздал пришедшим студентам свои книги, пожелав при этом каждому что–то лично. Но из–за небольших накладок провести лекцию не удалось – лектору пришлось срочно уехать. Всех пришедших Александр пригласил посетить одно из ближайших мероприятий, на котором он будет выступать.

После лекции студентов ждал мастер–класс по театральному искусству от «квARTиры» – группы, горящей театром и ставящей студенческие постановки. Студенты взаимодействовали с театралами и почувствовали, каково это – быть актёром.

Четвёртый день начался с лекции «Проблема перспективы в европейском искусстве Нового времени», которую прочитал старший преподаватель кафедры всеобщей истории Александр Журавлёв.

– У нас Александр Викторович вёл историю ещё в прошлом семестре, и мне нравились его лекции. Так что я пришла послушать его ещё раз и в этом семестре тоже. Он очень интересно рассказывает об истории, – делится Алина Скосырских, студентка второго курса «Журналистики».

IMG_20240412_161015.jpg

Заключительной стала лекция «Как создаётся поэзия» от студента ГИ НГУ Антона Зоркальцева. В своей лекции спикер затронул такую тему, как шаблоны в поэзии и прочитал стихи собственного сочинения.

– Вся поэзия на самом деле похожа на написание анекдотов. У них есть шаблоны, свои эпичные персонажи – так же и в поэзии. Когда я понял, что анекдоты заканчиваются, то я решил писать стихи, от которых хочется плакать. Иногда приходится рифмовать то, что зарифмовано раньше, ещё раз так, чтобы казалось, что эту рифму люди читают впервые, – рассказывает Антон.

Затем студенты вместе со спикером обсудили творчество Марины Цветаевой, Сергея Есенина и переосмысление стихотворений во взрослом возрасте. Все вместе проанализировали некоторые школьные стихотворения и обсудили отсылки писателей на ситуацию, происходившую вокруг них.

– Актуальная поэзия – это музыка, и для современного слушателя она живёт сейчас в этом формате.

В заключении лектор провел небольшой интерактив: каждому студенту раздал бумажки с заготовленными словами и попросил написать на выбор буриме (стих на ситуацию) или контурное буриме (стих на заготовленную рифму).

Через пять минут студенты зачитали свои произведения вслух. Некоторым было неловко, но дружелюбная атмосфера помогла раскрыться каждому. В конце спикер зачитал оригинал произведения.

Анастасия Толстова