Сценарный акселератор состоялся в НГУ

С 14 по 16 апреля в рамках Фестиваля научного и индустриального кино Сибири «Кремний» в Новосибирском государственном университете была проведена площадка для просмотра студенческих заявок документального (научного, индустриального, социального) кино.

Мероприятие организовано Союзом кинематографистов России, Корпорацией развития Новосибирской области, Центром креативных индустрий Новосибирской области, Новосибирским государственным университетом, Новосибирский государственным техническим университетом и Новосибирским государственным театральным институтом.

IMG_20240416_125205.jpg

– Это некоторый образовательный эксперимент – есть у нас отделение журналистики, которое уникально по своей задумке и по тем возможностям, которые у них есть. Это единственное в Сибири, а может даже, не побоюсь этого слова, в России отделение журналистики, которое может выпускать научных журналистов или людей, которые с помощью видеоязыка или любого другого литературного языка метафор могут рассказывать о науке, потому что отделение журналистики здесь погружено в реальную науку, – подчеркнула советник генерального директора Корпорации развития Новосибирской области Лада Юрченко. – Новосибирская область поставила себе приоритет в сфере научного кинопроизводства, в сфере кино, главным героем которого является наука и человек науки. А отделение журналистики у нас традиционно производит документальные фильмы, которые становятся лауреатами и победителями во многих конкурсах. И мы подумали, что стоит сделать ремарку под научное кино – потому что у нас есть фестиваль научного индустриального кино «Кремний»  –специализированный титульный фестиваль в Новосибирской области.

Мероприятие для студентов из НГУ, НГТУ и НГТИ прошло в формате питчинга с последующим обсуждением развития представленных киноисторий, – в том числе как перспективного материала для игровых киносценариев. От участников требовалось описать героя истории, ее основной конфликт и авторский посыл – о чем эта история для него, и почему он хочет ее рассказать.

– Мы не могли не воспользоваться этой возможностью. Для наших студентов получить обратную связь на свои проекты от людей, которые сейчас принимают решения, востребовано кино или нет – очень здорово. Я на самом деле очень счастлива, что наши специалисты щедро делятся своими подходами, идеями и мыслями, – рассказывает Лада Юрченко. – Никто не сидит там и не думает: «А как бы мне забрать ту прекрасную идею у студента?» Нет, они люди творческие – у них самих идеи лезут, им её не жалко. Они прекрасно понимают, что идея может быть реализована только деятельным, талантливым и адекватным человеком.

– Что мне понравилось и приятно удивило – заявки были разного уровня. И задача жюри не отбросить или принять их, а предложить, что можно сделать с заголовком, как оживить эту историю. Это уникальная возможность с первых рук высочайших специалистов получить свой курс, своё направление, куда тебе нужно будет двигаться, чтобы твоё кино действительно стало классным, – делится руководитель направления подготовки «Журналистика» Ольга Журавель.

Наставниками сценарного акселератора выступили президент Гильдии кинодраматургов, заместитель председателя Союза кинематографистов России Алексей Алешковский, генеральный продюсер Фонда поддержки регионального кинематографа Элла Тухарели, руководитель образовательных проектов Молодежного центра Союза кинематографистов России, сценарист и креативный продюсер Лора Горбунова, кинорежиссеры и сценаристы Вера Водынски и Екатерина Шагалова, кинодраматург Дмитрий Лемешев.

– Может быть интересна каждая идея. Они вот, под ногами валяются. Вопрос в том, как вы их обнаруживаете, как раскручиваете и что вы вообще хотите с ними сделать. Что вы хотите сказать своим фильмом, репортажем, чем угодно? Ведь если вы журналист – а я сам начинал как журналист – то самое главное понимать, что вы хотите сказать, – рассказывает президент Гильдии кинодраматургов, заместитель председателя Союза кинематографистов России Алексей Алешковский. – Совершенно необязательно материал должен напрямую соответствовать тому, что вы хотите сказать. По крайней мере, в кино. Вот был пример, что история про пчеловода – а на самом деле это может быть кино о любви, одиночестве, независимости.

Picsart_24-04-16_13-35-06-320.jpg

В прошлом году на фестивале научного и индустриального кино «Кремний» студентка направления производства и продюсирования видеоконтента Елизавета Матико получила спецприз за свою киноработу «Уходящая наука». В этом году студентка показала своё кино для оценки жюри.

– Это коллеги из Москвы, которые могли дать компетентное и интересное мнение, высказать свою оценку, сильные и слабые стороны работы. Мне интересна обратная связь от экспертов, всегда здорово разговаривать с профессионалами – с людьми, которые наделены большим жизненным и профессиональным опытом. И сегодня всё, что мне сказали, я взяла себе на заметку. Есть история, есть возможность развить эту тему и дальше. – рассказывает Елизавета. – Как известно, астрономия в конце XX века была выведена из школьной программы. В 2017 его решили возобновить, а в 2022 вновь астрономию исключили из школьной программы. И это составило как раз-таки определённый повод для разговора с экспертами на эту тему для того, чтобы узнать, какие же последствия за собой это влечет.

17 апреля в Академпарке состоится уникальное событие – сценарная группа будет работать вместе с экономистами для разработки сценария развития территорий через сценарий кино. Будут совмещены сценарные подходы экономистов со сценарной разработкой, которая сегодня используется в социокультурном проектировании – сценарий как проектирование планирования.

Анастасия Толстова