Востоковеды НГУ изучают взаимоотношения буддизма и государства в Цинхае

Заведующая лабораторией востоковедных исследований «Ориентир» ГИ НГУ канд. ист. наук Екатерина Александровна Гирченко посетила с рабочим визитом г. Синин (провинция Цинхай, КНР). Поездка выполнена в рамках реализации госзадания ЛабВИОГИ на 2025 г. по изучению аксиологической роли буддизма в стратегии управления буддийским населением региона Амдо, разработанной администрацией Цинской империи в XVIII в.

Гирченко новость 4.jpg
Гирченко новость 2.jpg
Гирченко новость 3.jpg

Город Синин (административный центр современной провинции Цинхай и исторический центр региона Амдо), где сходятся и сосуществуют китайская, тибетская и монгольская цивилизации, был и остается главными «воротами в Тибет». В эпоху Цин (1644–1912) присутствие в этом регионе означало возможность экономически и логистически управлять торговлей как на Восток, так и на Запад, контролировать неспокойный Центральный Тибет и противодействовать монгольским ханствам.

В ходе командировки в Государственную библиотеку провинции Цинхай и в научную библиотеку Цинхайского университета ведется работа с историческими источниками XVIII–XIX вв., посвященными различным аспектам политики Цинской администрации, использовавшей буддизм как инструмент интеграции народов Амдо в состав империи. Отобраны для дальнейшей работы доклады амбаней и чиновников Палаты внешних сношений империи Цин, разнообразные местные хроники, налоговые реестры, переписки между местными чиновниками, документы по отдельным монастырям и уездам. Также была предпринята поездка в монастырь Кумбум (кит. Таэрсы, основанный в 1583 г. в месте рождения ламы Цонкапы, основателя школы Гелуг), крупнейший религиозный и образовательный центр Цинхая, один из шести главных монастырей школы гелуг в Китае. 

Е. А. Гирченко отмечает, что Цинхай во все времена отличался невероятным религиозным разнообразием:

Здесь представлены все школы: Гелуг, Кагью, Сакья, Бон и т.д. Тибетский буддизм здесь активно вбирал в себя и местные добуддийские верования. Нам важно найти примеры, как осуществлялась политика Цин после включения региона в состав империи военным путем. Несмотря на появление цинских наместников, местное население предпочитало в спорных вопросах все так же обращаться к ламам. Постоянное влияние духовных лидеров на местные дела бросало вызов администрации Цин, ведь для разнообразного населения региона Амдо ламы были всеведущими и имели авторитет далеко за пределами своих религиозных обязанностей. В итоге цинские императоры пошли на определенный компромисс, позволив выкроить пространство для тибетского права в законах империи Цин специально для этого региона. Так, например, стали использоваться привычные для амдосцев религиозные ритуалы в судебной практике, но при этом полномочия старост и местных религиозных деятелей контролировались цинскими чиновниками. Собранные материалы лягут в основу научных публикаций сотрудников лаборатории в 2026 г.

Представленные фото сделаны в Музее провинции Цинхай и в монастыре Кумбум