Архив курсов (2019/20 уч. г.)

1 семестр

1. Российская литература XX–XXI веков: канон и поиски

Лектор: Ольга Дмитриевна Журавель, д-р филол. наук

Аннотация: Книги, ставшие событием. Рукописи, не подверженные огню и тлению. Евгений Замятин, Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Борис Пастернак.... Что дальше? Светлана Алексиевич, Михаил Шишкин, Евгений Водолазкин, или, может быть, Виктор Пелевин? Время рассудит. Но что станет мерилом для суда?.. об этом и многом другом – курс Ольги Журавель. Присоединяйтесь! Обсудим.

2. Современная научно-техническая коммуникативная культура

Лектор: Алина Алексеевна Алексеева, канд. филол. наук

Аннотация: В рамках курса «Современная научно-техническая коммуникативная культура»  студенты учатся писать научные статьи и рецензии на чужие научные работы, а также выступать с презентацией на научно-техническую тематику на английском языке. Для этого в ходе занятий изучаются требования к содержанию и композиции научных и технических текстов, логические основы убеждения и ведения спора, риторические приёмы, позволяющие сделать научный доклад более выразительным. Студенты также вспоминают самые необходимые правила грамматики, важные для написания научно-технических текстов, изучают тонкости, которые связаны со словами и выражениями, используемыми в этом типе коммуникации. Они тренируют навыки контроля психосоматического поведения во время выступления и графического оформления мультимедийных презентаций.

3. История европейского искусства: от Возрождения до постмодернизма

Лектор: Наталья Юрьевна Бартош, канд. филол. наук

Аннотация: Цель курса «История европейского искусства» – формирование у студентов представления об основных этапах развития европейской искусства  от архитектуры и живописи итальянского Предвозрождения (XIV в.)  до искусства авангардных процессов в культуре ХХ в и постмодернизма второй половины ХХ – начала XXI в. В рамках курса студенты не только исследуют основные этапы европейской культуры Нового и Новейшего времени, но и получат необходимые навыки научного анализа произведений архитектуры и искусства.

4. Создание научного текста – курс отменен

Лектор: Мария Сергеевна Берендеева, канд. филол. наук

Аннотация: 

Спецкурс посвящен вербальному аспекту речевой коммуникации и особенностям создания научных текстов различных жанров, рассчитан на студентов, начинающих обучение (1–2 курс), так как позволяет получить общее представление о научной картине мира и отработать речевые навыки, актуальные для дальнейшего успешного обучения и участия в деятельности научного сообщества (структурирование материала, составление плана и библиографии, реферирование и конспектирование, написание и редактирование текстов первичных и вторичных научных жанров, ведение научной дискуссии, публичное представление проекта и т. п.).

Занятия предполагают не только изложение нового материала в форме лекций, но и интерактивный метод обучения, что способствует лучшему освоению навыков письменной и устной научной речи. Студентам предлагаются практические задания по стилистике научного текста и вопросы для обсуждения в рамках дискуссии.

4. Основы публичного выступления

Лектор: Мария Сергеевна Берендеева, канд. филол. наук


5. Основы лингвистической экспертизы текста 

Лектор: Елена Евгеньевна Абрамкина, ассистент кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики

Аннотация:

Цель изучения курса – познакомить слушателей с основами взаимодействия языка и права, сформировать общие теоретические, методологические и практические навыки лингвистического анализа спорного текста, функционирующего в судебной сфере.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов теории и практики проведения лингвистических экспертиз по разным категориям гражданских, административных и уголовных дел, а также внесудебного исследования спорных текстов. Рассматриваются методы анализа текста по таким категориям дел, как оскорбление, унижение чести и достоинства, клевета, преступления экстремистcкой направленности, делам, связанные с нарушением законодательства о рекламе и товарных знаках, об интеллектуальной собственности, а также по делам, связанным с обвинениями в коррупции. Приводятся основные законодательные и методические требования к структуре и содержанию заключения эксперта-лингвиста для каждой категории дел.

Курс будет интересен студентам 3–4 курсов направлений «Филология», «Журналистика», студентам, специализирующимся на исследовании языка, коммуникации и т.п.

6. Нейролингвистика 

Лектор: Александр Николаевич Савостьянов, доктор философских наук, доцент, профессор

Аннотация: Нейролингвистика – это научная дисциплина, изучающая процессы восприятия, генерации и использования речи в норме и при патологиях на уровне анатомических структур и функциональных процессов головного мозга. Основными методами современной нейролингвистики является анализ мозговых сигналов (ЭЭГ/МЭГ и фМРТ), записанных в условиях решения речевых заданий. В рамках лекционного курса предоставляются сведения об основных функциях мозга, связанных с пониманием и генерацией речи. Представлены сведения о том, как национальные, лингвистические, генетические, гендерные и возрастные особенности здоровых людей влияют на речевые функции их головного мозга. Также в рамках курса приводятся сведения о связанных с речью патологических процессах у пациентов с различными неврологическими и психическими нарушениями.

7. История отечественной журналистики (2-я половина XIX в.)

Лектор: Наталья Николаевна Родигина, доктор исторических наук  

Аннотация: Целью курса является формирование у студентов представлений о социокультурной специфике и основных механизмах развития русской журналистики, выявление особенностей бытования русской журналистики как социального института, функционирующего в соответствующей исторической ситуации и связанного с общественно-политическими, экономическими и социокультурными процессами. В рамках курса будут рассмотрены следующие вопросы: 

8. Введение в политическую науку

Лектор: Дмитрий Владимирович Березняков, кандидат политических наук

Аннотация: Основной целью дисциплины является формирование целостной и внутренне взаимосвязанной системы политологических категорий, теоретических представлений о мире политики и его основных акторах, институтах и процессах. В предлагаемом курсе основной акцент сделан на концептуальной составляющей, поскольку умение адекватно и корректно пользоваться теоретическим языком политики, безусловно, характеризует профессиональную и политическую культуру специалиста в области международных отношений. В курсе выявляются наиболее фундаментальные проблемы политической теории, связанные природой власти, в том числе государственной власти, способами ее организации и легитимации, осуществляется анализ политических систем и политических режимов, структуры и функций отдельных институтов. Предполагается знакомство с основными историческими этапами, традициями и школами политического анализа, базовыми категориями политики в их внутренней взаимосвязи, различными характеристиками политических систем, режимов, политической культуры, лидерства. В курсе также рассматривается динамическая сторона политики – политический процесс, имея в виду, прежде всего политические конфликты, а также символическое измерение политики; в связи с этим в курсе уделяется значительное внимание особенностям формирования и функционирования политической культуры и сознания, как на массовом уровне, так и на уровне элит.

9. Методы межкультурного общения в российских и японских обществах

Лектор: Макино Юки (Технический институт Нагои, Япония)

10. Этнология стран Дальнего Востока 

Лектор: Елена Эдмундовна Войтишек, доктор исторических наук, профессор

Аннотация:

Этнология как наука о человеке во всем многообразии его проявлений и связей дает ключ к пониманию места и роли этнической компоненты в жизни конкретного индивидуума и общества в целом. Формируя системное представление о закономерностях возникновения и развития этнических сообществ и стратегиях межэтнического взаимодействия, курс обладает важной теоретической и практической значимостью. В рамках курса обязательным элементом является изучение истории этнологии, основополагающих концепций, касающихся теории этноса и классификаций этносов, знакомство с понятийным аппаратом современной науки. Овладение практическими навыками применения этнологических подходов и методов происходит при изучении этногенеза и этнической истории народов Восточной Азии (Китая, Кореи и Японии), особенностей их материальной и духовной культуры, календарных обычаев, национальных стереотипов и этнической идентичности.

Курс рассчитан на 36 аудиторных часов и вместе с последующей во 2-м семестре дисциплиной «Этика и этикет народов Востока» ориентирован на формирование специалистов в области межкультурной коммуникации, профессионально разбирающихся в вопросах межэтнического взаимодействия в восточноазиатском регионе. Курс предназначен для студентов-востоковедов 1 курса. Форма академического контроля – экзамен.

11. Процессы урбанизации и традиционная культура современного Вьетнама

Лектор: Чон Ньят Кьен (Университет архитектуры в Ханое, Вьетнам)

Язык: французский с переводом на русский

Темы лекций:

12. Введение в теорию межкультурной коммуникации

Лектор: Анна Леонидовна Соломоновская, кандидат филологических наук

Язык: английский

Курс включает изучение следующих тем:

13. Современные международные отношения

Лектор: Сергей Петрович Куликов – доцент кафедры всеобщей истории ГИ

Курс включает изучение следующих тем:

Освоение курса требует владения основами гуманитарных знаний. 

14. Еретики и неверные: образ «другого» на средневековом Западе

Лектор: Шолле Лоик – научный сотрудник Университета Невшателя (Швейцария)

Язык: французский с переводом на русский

Аннотация

Целью изучения курса является формирование представления о том, как средневековый Запад воспринимал «чужих», кто считались таковыми, и как с ними велась борьба. В свою очередь, это должно очень существенно помочь сформировать представление о средневековом мировоззрении в целом. 

Основное внимание в рамках предлагаемого курса будет сосредоточено на восприятии «другого» на средневековом Западе. Основное внимание будет сфокусировано на феномене крестовых походов в широком понимании этого понятия – как против мусульман Ближнего Востока, так и против еретиков и политических противников папства. Последнее занятие будет компаративистским и будет посвящено результатам обсуждений на недавнем семинаре в Японии, посвященному сходствам и отличиям восприятия «другого» в Европе и Азии в Средние века.

15. Культурология

Лектор: Нина Леонидовна Панина, д-р искусствоведения

16. Визуальное поле художественного текста

Лектор: Нина Леонидовна Панина, д-р искусствоведения

17. Франция мультикультурная

Лектор: Мишель Дебренн, д-р филол. наук

Язык: французский

Цели курса:



2 семестр

1. Межкультурное корпоративное общение

Расписание: ср, 14:30, ауд. 2328

Лектор: Ольга Викторовна Шмакова, кандидат педагогических наук

Язык: английский

 Курс включает изучение следующих тем:

2. Политические институты и политические процессы в современной России

Расписание: сб, 9:00, ауд. 2322

Лектор: Максим Васильевич Котляров – кандидат исторических наук, зам. директора по научной работе Института истории СО РАН

Целью изучения курса является формирование у студентов цельного, исторически обусловленного представления о политических институтах и политических процессах современной России.

Курс включает изучение следующих тем:

3. Искусство иллюстрации: «красивая книга» от Уильяма Морриса до Геннадия Спирина

Расписание: с 11 февраля, вт, 18:10, ауд. 2348

Лектор: Наталья Юрьевна Бартош, канд. филол. наук

4. История культуры Западной Европы XX–XXI вв.

Расписание: пн, 12:40, ауд. 313 гк

Лектор: Нина Леонидовна Панина, д-р искусствоведения

Аннотация:

 В курсе рассматриваются мировоззрения последних полутора веков европейской истории: модернизм, тоталитаризм, постмодернизм и обновленные версии модернизма, к которым обращается наша эпоха. В числе других к рассмотрению предлагаются следующие вопросы:

5. История изобразительного искусства

Расписание: сб, 14:30, ауд. 313 гк

Лектор: Нина Леонидовна Панина, д-р искусствоведения

Содержание курса составляют следующие проблемы: