-
НГУ
-
Гуманитарный институт
-
Студентам
-
Запись на дополнительные курсы
- Архив курсов 2024/25 уч. года
Архив курсов 2024/25 уч. года
Список курсов на 1 семестр
1. Восточная поэтика
Лектор: Кутафьева Наталия Витальевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры востоковедения ГИ НГУ
Язык: русский
Содержание курса:
Курс состоит из двух частей: вводной и основной.
Во вводном курсе излагаются цели и задачи курса, сообщается о существовании различных видов поэтик, проводится сравнение западной и восточной поэтики.
В основном курсе рассказывается о влиянии китайской литературы и жанровой системы на молодые поэтики Кореи и Японии, исследуется процесс становления поэтологической системы Китая, рассматриваются основные поэтологические трактаты и поэтические жанры. В корейской поэтике рассматривается становление поэтических жанров на корейском и китайском языках, собственно корейские и заимствованные поэтические жанры. В японской поэтике рассматриваются жанры и поэтические приемы, заимствованные из китайской литературы, а также исконно японские жанры и приемы.
Материал излагается системно, начиная с китайской поэтики, затем речь идет о корейской и японской поэтиках, подвергавшихся на протяжении веков китайскому влиянию. В контактной форме проводятся лекции, блиц-опросы по пройденным темам, студенты делают доклады на интересующие их темы. Студенты могут пользоваться базами данных и ресурсами системы Интернет при подготовке докладов.
Аудитория: Курс будет интересен широкому кругу студентов, заинтересованных в изучении восточной литературы и поэтики.
Сложность – начальный уровень, рекомендуется студентам гуманитарных направлений.
2. История восточной философии
Лектор: Дурова Мария Владимировна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры востоковедения ГИ НГУ
Язык: русский
Содержание курса:
Теоретико-методологические принципы изучения восточной философии.
Основы индийской философии: аскетизм, абсолютное уважение к жизни, отрицание насилия. Понятия астики и настики. Общая композиция философских систем, смысл и традиция последовательного изложения. Классические даршаны (йога, веданта). Буддизм как философская система и религия.
Проблема китайского философско-религиозного синкретизма. Рационалистическая этика Конфуция. Гносеологический релятивизм даосов: «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы». Культурно-типологические особенности китайского буддизма.
Основной материал курса, включая теоретические основы и исторический экскурс, излагается на лекциях. Первая половина (16 лекций) посвящены истории индийской философии, вторая половина курса (16 лекций) представляет китайские религиозно-философские учения. На семинарах (8 занятий) разбираются базовые тексты («Бхагавадгита», «Дхаммапада», «И цзин», «Дао дэ цзин» и др.). Формат семинарских занятий предполагает предварительное прочтение и анализ выделенных фрагментов, а затем совместный разбор и свободная дискуссия по ряду вопросов.
Аудитория: Курс будет интересен студентам, интересующимся культурой, философией и религиями Востока, студентам социо-гуманитарных направлений, а также широкому кругу слушателей, интересующимся Восточной цивилизацией.
Сложность – «Средний уровень». Освоение курса требует знаний в области базовых философских понятий и категорий в области гносеологии, онтологии, аксиологии; рекомендовано студентам 3–4 курсов бакалавриата и магистрантам.
3. Литература Западной Азии
Лектор: Дурова Мария Владимировна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры востоковедения ГИ НГУ
Язык: русский
Содержание курса:
История складывания арабо-персидского канона в результате арабских завоеваний региона. Ключевые характеристики канона: доминирование поэтического слова, превалирование героических эпосов, религиозная и мистическая философия. Арабская и персидская поэзия, классики канона: Фирдоуси, Рудаки, Саади, Низами, Хайям. Турецкая литература. Андалузская литература. Периферия арабского канона: литература территорий Азербайджана, Грузии, Армении. Трансформация канона в современных государствах на территории арабского халифата.
Курс включает 16 занятий (32 часа), 14 из которых лекции, на которых последовательно представляются различные составляющие литературного канона. Последние 2 занятия проводятся в форме семинаров, на которых обучающиеся делают небольшие доклады по современным произведениям иранских, турецких, азербайджанских, армянских, грузинских авторов. Список произведений для чтения и анализа предлагается обучающимся в самом начале курса.
Аудитория: Курс будет интересен студентам социо-гуманитарных направлений, студентам, специализирующимся на изучении мировой литературы и культуры, а также широкому кругу обучающихся ввиду обзорного характера курса.
Сложность – «Начальный уровень». Освоение курса требует базовых знаний в истории литературы и истории региона; рекомендовано студентам 2–4 курсов бакалавриата и магистрантам.
Список курсов на 2 семестр
1. История европейской культуры: культура Нового и Новейшего времени
Лектор: канд. ист. наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ГИ Журавлев Александр Викторович.
Новое время – это период складывания основных идеологических, философских, религиозных и эстетических установок и тенденций современного общества. Методологической предпосылкой курса является представление о культуре как об интегральном целом, отражающим и определяющим направление развития различных сфер жизни общества. Различные культурные артефакты трактуются поэтому как «аналогические», то есть имеющие единое происхождение с явлениями экономической, социальной, политической и религиозной сферы жизни общества. Особый акцент будет сделан на анализе визуальной культуры раннего периода становления буржуазного общества в европейских странах и на процессе идеологического сопровождения этой трансформации
Лекции (32 часа)
Тема 1. Европейская культура к началу нового времени.
Тема 2. Культура эпохи Возрождения в Италии.
Тема 3. Позднее возрождение в странах Европы
Тема 4. Культура католической Европы в эпоху контрреформации.
Тема 5. Европейская культура XVII в.
Тема 6. Культура Европы в эпоху Просвещения.
Тема 7. Культура Европы в эпоху романтизма.
Тема 8. Культура Европы в эпоху промышленного переворота.
Тема 9. Европейская культура на рубеже XIX–XX вв. Модернизм в культуре.
Тема 10. Основные тенденции в развитии европейской культуры к середине XX в.
Аудитория:
Целевая аудитория – студенты 3-го курса (академический бакалавриат), обучающиеся по направлению «История». Также курс будет интересен широкому кругу слушателей, интересующихся историей европейской культуры, становлением идейно-эстетического мировоззрения современного общества. Курс рассчитан на студентов различных гуманитарных специальностей.
Сложность – «Средний уровень»
Освоение курса требует знаний по истории Средних веков и Нового времени Европы в объеме средней школы; желательно также знакомство с курсом «История европейской культуры: Культура древности и средних веков»
2. История отечественной культуры XX в.
Лектор: д-р ист. наук, профессор кафедры отечественной истории ГИ Красильников Сергей Александрович.
Отечественная культура – сложнейший социальный институт, исторический феномен и форма «сохранения» эпохи «для потомков». Она обладает специфическими и динамично именяющимися механизмами саморазвития, акторами (творческая интеллигенция, «культурные» и активные представители самых разных социальных общностей) и ценностными системами. В «коротком» (по словам Э. Хобсбаума), но бурном ХХ в. культура претерпела глубочайшие трансформации, вызванные воздействием на неё экстремальных политических факторов первой половины века (влияние мировых войн, внутренних революций, утверждение режима тоталитарного типа, его эволюция и практики поиска истины в его условиях). Проблемное поле дисциплины включает в себя следующие направления:
- Преемственность и разрывы культурных процессов в постреволюционную эпоху;
- «Расколотая» культура (Русское зарубежье): проблемы межкультурной коммуникации в обособленных, зачастую закрытых социальных системах;
- Формирование «управляемой культуры» мобилизационного типа: генезис, проблемы и историческое значение «менеджмента культуры»;
- «Маяки» и «маргиналы» «соцреализма»: системы поощрений и наказаний – культура как социальный лифт и маркер идентичности;
- «Иное» в культуре советской эпохи: контр- и субкультуры;
- Эпоха в её «остатках»: вещи и символы как источник исторических знаний;
- Текст и визуальный образ: идеи, психология и практики эпохи сквозь призму её элитарного и массового творчества;
- Человек внутри истории: урбанистические, информационные и идейные пространства советской культуры, их эволюция и место в современности.
Курс выстроен в парадигме социальной истории отечественной культуры, рассматривающей условия и результаты взаимодействия «мира культуры» с «миром власти».
Корпоративные и индивидуальные поведенческие стратегии и практики творческой интеллигенции изучаются в диапазоне позиций от сотрудничества, адаптации и конформизма до форм интеллектуального протеста.
Приоритет отдан освещению жизнедеятельности определявших ход модернизационных процессов ХХ в. корпоративных групп интеллигенции: учёные, деятели СМИ, литераторы, технические специалисты, медики. Разбираются методы и технология работы с первоисточниками (художественные и музыкальные произведения, пресса, аудио/визуальные источники, архитектурные и скульптурные композиции, вещественные источники: предметы быта, техника, игрушки и др.).
Лекции (32 часа)
Тема 1. Культура и социум в условиях модернизационного перелома рубежа XIX–XX вв.
Тема 2. Воюющая культура (1914–1921 гг.). Россия в эпоху войн и революций.
Тема 3. Политика и культура в 1920-е гг.
Тема 4. Культурное обеспечение утверждения тоталитарной системы (1930-е гг.).
Тема 5. Культурные процессы в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1941 – середина 1950-х гг).
Тема 6. Культурная «оттепель». Политика и культура между ХХ съездом и 1968 г.
Тема 7. Отечественная культура и интеллигенция в конце 1960-х – начале 1990-х гг.
Тема 8. Культура в постсоветское время: преемственности и разрывы.
Аудитория:
Целевая аудитория – студенты 3-го курса (академический бакалавриат), обучающиеся по направлению «История». Также курс будет интересен широкому кругу слушателей, интересующихся историей отечественной культуры, взаимоотношениями власти и интеллигенции в советский период. Курс рассчитан на интерес к нему студентов гуманитарных специальностей – историков, журналистов, лингвистов, филологов.
Сложность – «Средний уровень»
Освоение курса требует знаний по истории России в объеме средней школы; желательно также прослушать курс «История отечественной культуры X–XIX вв.»
3. Литература стран Дальнего Востока (Япония)
Лектор: канд. филол. наук, доцент кафедры востоковедения ГИ Малинина Елизавета Евгеньевна.
Курс «Литература стран Дальнего Востока (Япония)» построен по хронологическому принципу. История литературы и драматургии Японии рассматривается в широком историко-культурном контексте, в нерасторжимом единстве со всей духовной атмосферой страны, в тесном взаимодействии с другими видами традиционного японского искусства. Важен в структуре курса сравнительно-исторический, сопоставительный аспект, стремление представить явления японской словесности в контексте мирового литературного процесса.
Модуль 1. Мифопоэтическая основа развития японской литературы. Начало национального литературного творчества.
Модуль 2. «Золотой век» японской средневековой литературы. Эпоха Хэйан (794-1185 гг.).
Модуль 3. Литература эпохи Камакура (XII-XIV вв.) и Муромати (XTV-XVI вв.).
Модуль 4. Литература XVII в.: традиции и инновации.
Модуль 5. Литература XVIII - начала XIX вв.
Модуль 6. Литература второй половины XIX - первой половины XX вв.
Модуль 7. Литература второй половины XX в. Новые тенденции в современной японской литературе
Аудитория: Курс будет интересен студентам самых разных направлений, в том числе студентам-филологам, а также широкому кругу слушателей.
Сложность - «Средний уровень» «Продвинутый уровень». Рекомендовано студентам разных курсов и направлений
4. Искусство стран Дальнего Востока (Япония)
Лектор: канд. филол. наук, доцент кафедры востоковедения ГИ Малинина Елизавета Евгеньевна.
Материал лекций построен по хронологическому принципу. Диапазон тем и проблем, предложенных для обсуждения, широк и охватывает огромный временной отрезок с древнейших времен (VII в.) до XX столетия. История театрального, изобразительного, прикладного искусства, скульптуры, архитектуры Японии рассматривается в широком социально-историческом и историко-культурном контексте, в нерасторжимом единстве со всей духовной атмосферой страны, её религиозной жизнью, а также в тесном взаимодействии с другими видами традиционного японского искусства. Изучение духовной культуры Японии, самого образа жизни японцев в движении эпох даёт возможность подняться до важных философских обобщений, дающих представление о специфике дальневосточного образа мышления, особенностях японской эстетической системы. Лекционный материал богато иллюстрирован, основан главным образом на многочисленных японских источниках, а также на собственных исследованиях и впечатлениях преподавателя от неоднократного и длительного пребывания в странах Дальнего Востока.
Аудитория: представленный курс будет интересен самому широкому кругу слушателей; тем, кому интересен Восток, уникальность и самобытность японского видения мира.
Сложность - «Средний уровень» и «Продвинутый уровень», рекомендовано студентам 2-4 курсов разных факультетов.