Примерная процедура проведения экзамена для преподавателя с использованием дистанционных образовательных технологий

На примере Zoom, при использовании других сервисов процедура аналогична, но отличается функционал  

Шаг
1
Вход в Zoom
Перед началом экзамена по расписанию зайдите под указанным логином и паролем в Zoom через приложение, установленное на компьютере (не используйте для этого браузер). Начните конференцию с названием дисциплины и датой экзамена (кнопка «Начать»).
Шаг
2
Зал ожидания
В разделе «Безопасность» включите «Зал ожидания».
Шаг
3
Назначение соорганизаторов
В разделе «Участники (Управление участниками)» примите из «Зала ожидания» всех экзаменаторов, назначьте их соорганизаторами и разрешите запись видео.
Шаг
4
Сессионные залы
Создайте сессионные залы по количеству экзаменаторов + 2 пустых зала (Раздел «Ещё»/ «Сессионные залы»). Один пустой зал может использоваться для совещаний экзаменаторов (при необходимости, они могут перейти в него самостоятельно, если являются соорганизаторами, или сообщить об этом преподавателю-организатору в чате), второй пустой зал может использоваться в качестве резервного, если обучающийся не желает покинуть свой зал по окончании сдачи экзамена, преподаватель со следующим обучающимся может перейти в резервный зал, а обучающийся остаётся в пустом зале один, пока не покинет конференцию. В основном зале обучающиеся готовятся к ответу под присмотром преподавателя.
Шаг
5
Назначение экзаменаторов в сессионные залы
Установить «Параметры» (рекомендуется отметить «галочкой» первый и последний параметр). Назначить экзаменаторов по одному в сессионный зал, два зала остаются пустыми. Нажать кнопку «Открыть все залы».
Шаг
6
Запись экзамена
Включите запись, убедитесь, что в верхнем левом углу появилось слово «Запись».

Важно! Во время экзамена преподаватель не должен покидать сеанс конференции, иначе не только обучающиеся останутся без присмотра, но и видеозапись прекратится. Запись также включают все преподаватели, находящиеся в сессионных залах во время собеседований со обучающимися. При выходе из зала запись останавливается, при входе нужно убедиться в продолжении записи.
Шаг
7
Начало экзамена
В определённое для каждого обучающегося время принять его из «Зала ожидания».
Шаг
8
Предупреждение о записи экзамена
Озвучить, что весь процесс подготовки и сдачи экзамена записывается в аудиовидеоформате.
Шаг
9
Идентификация личности обучающегося
Провести идентификацию личности: попросить обучающегося назвать полные фамилию, имя, отчество, номер группы и показать на камеру документ, позволяющий чётко зафиксировать фотографию обучающегося и его фамилию, имя, отчество (паспорт, студенческий билет, зачётная книжка). Если в качестве документа используется паспорт, необходимо позаботиться о том, чтобы прикрыть информацию, которая не требуется. Документ перед видеокамерой фиксируется неподвижно на то время, которое необходимо преподавателю для проведения идентификации. Преподаватель проводит идентификацию личности каждого обучающегося путём сверки изображения обучающегося с его фотографией в документе и информацией в ведомостях.
Шаг
10
Обзор рабочего места обучающегося
Осуществить контроль соблюдения условий проведения экзамена посредством обзора помещения, в котором находится обучающийся, с помощью его видеокамеры. Обзор помещения обучающийся должен проводить аккуратным перемещением видеокамеры с чёткой фиксацией каждой стороны пространства комнаты и рабочего места. Если у обучающегося моноблок (камера не снимается) попросите показать комнату, а рабочее место сфотографировать на телефон и показать фото в камеру. Убедитесь, что на рабочем столе нет лишних вещей, не разрешённых к использованию, а в комнате нет включенного дополнительного оборудования (второго компьютера, монитора, клавиатуры и т.п.) и обучающийся находится в комнате один. Попросить обучающегося убрать телефон и зафиксировать камеру таким образом, чтобы он был виден в окошке конференции (примерно по грудь).
Шаг
11
Выдача экзаменационного билета
Выдать экзаменационный билет определённым ранее способом, проговаривая вслух фамилию, имя, отчество обучающегося и номер билета. Отметить в рабочей таблице время выдачи и номер билета.
Шаг
12
Время на подготовку
Огласить время на подготовку и время на ответ, способ отправки ответа (при необходимости).
Шаг
13
Проведение экзамена без предоставления времени на подготовку ответа
Если экзамен проводится без предоставления времени на подготовку ответа обучающийся после прохождения идентификации личности сразу приступает к аттестации.
Шаг
14
Контроль за соблюдением правил проведения экзамена
Во время подготовки обучающегося к ответу преподаватель следит за соблюдением правил проведения экзамена, может делать замечания обучающемуся и досрочно прерывать экзамен при нарушении правил (по согласованию с лектором): уход из зоны видимости, присутствие посторонних лиц, посторонние звуки и голоса, подсказки, некорректное поведение, подмена экзаменуемого лица, обнаружение шпаргалок, телефонов, а также дополнительного оборудования, кроме того, что непосредственно используется для экзамена, материалов, источников информации, не разрешенных преподавателем, вне зависимости от того, использовались они на экзамене или нет.

Общение (замечания обучающемуся и согласование с лектором) происходит, как правило, посредством сообщений в чате (рекомендуется всем участникам установить удобные настройки чата, чтобы не пропускать сообщения). Возможно использование функции «поднять руку», чтобы преподаватель дал участнику слово. Все замечания преподаватель озвучивает на камеру, называя ФИО обучающегося, время и предупреждение, что если нарушение будет повторяться, обучающегося удалят с экзамена и поставят «неудовлетворительно».

    Если во время подготовки к ответу или во время ответа обучающийся «пропадает» из конференции, преподаватель озвучивает на камеру ФИО обучающегося и время «ухода». Если в течение 15 минут обучающийся вновь не подключился к конференции, озвучить это на камеру (ФИО, время) и поставить в ведомость «не явился». Если обучающийся в течение 15 минут вновь оказался в «Зале ожидания», принять его в конференцию, озвучить на камеру ФИО и время возвращения и предупреждение, что если это будет повторяться, при третьем «возвращении» его не запустят на экзамен и в ведомость будет выставлено «не явился». При предоставлении в УМО ФИТ документов, подтверждающих проблемы со связью, неявка на экзамен будет считаться по уважительной причине и будет назначена другая дата проведения экзамена.
Шаг
15
Процедура ответа на билет
По истечение времени на подготовку ответа перевести обучающегося в сессионный зал со свободным экзаменатором (экзаменаторы возвращаются в основной сеанс, когда освобождаются). Возможно нарушить порядок очереди, если время на подготовку ответа очередного обучающегося ещё не истекло, есть свободный экзаменатор и другой обучающийся изъявил желание сдавать досрочно («поднял руку», написал в чате).

Если экзамен письменный, то по истечении времени на выполнение работы обучающийся оправляет работу указанным ранее способом, пишет в чате преподавателю, что работа отправлена, дожидается подтверждения получения работы преподавателем (при необходимости) и покидает конференцию.
Шаг
16
Дополнительные вопросы и выставление оценок
В процессе ответа обсуждаются записи, которые обучающийся вёл при подготовке (при необходимости обучающийся отправляет ответ преподавателю указанным ранее способом). Преподаватель может задавать дополнительные теоретические вопросы, сверх указанных в билете, а также давать задачи для решения. Преподаватель может попросить показать ответы любым удобным для него способом, в том числе демонстрацией экрана обучающегося. По истечении времени, отведённого на беседу, преподаватель прекращает беседу, делает заключение о полученной оценке и фиксирует её в рабочей таблице или ведомости. Преподаватель отчетливо вслух озвучивает ФИО обучающегося и выставленную ему оценку (например: Иванов Иван Иванович получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), а также сообщает количество набранных обучающимся баллов (при балльно-рейтинговой системе оценивания). После этого аттестация обучающегося заканчивается и он осуществляет выход с сервиса/платформы.

Важно! Необходимо следить за тем, что оценка озвучивается в зале, в котором ведётся запись. В случае проведения экзамена в письменной форме оценки выставляются преподавателем в течение трех календарных дней после даты окончания экзамена.

Если в период проведения экзамена (в том числе в процессе подготовки к ответу) замечены нарушения со стороны обучающегося, выявлено академическое мошенничество в представленных ответах, обучающийся отказался от ответов, не представил выполненную работу в пределах времени, отведённого на подготовку ответов, экзамен прекращается и обучающийся получает оценку «неудовлетворительно» за экзамен.
Шаг
17
Заполнение ведомостей
По окончании экзамена, когда все обучающиеся покинули конференцию, проследить, чтобы были заполнены ведомости, озвучить на камеру ФИО обучающихся, кто был удален с экзамена (выставляется «неудовлетворительно»), не явился или не смог подключиться в результате возникшего технического сбоя, который не удалось устранить (выставляется «не явился»). Также озвучиваются оценки обучающихся, выставленные до экзамена («автоматом»).
Шаг
18
Завершение экзамена
После оформления ведомостей завершить конференцию (кнопка «Завершить» в правом нижнем углу). В этот момент на компьютере начнёт конвертироваться видео, что может занять много времени.
Шаг
19
Сохранение записи экзамена
Запись следует осуществлять на диск компьютера, затем разместить на гугл-диске, относящемся к университетскому аккаунту экзаменатора, передать ссылку на запись лектору и хранить её длительное время, как минимум до окончания всех пересдач (возможно в течение года). Папку с файлами записи именуйте так, чтобы было понято, какой экзамен, какие дни. Видеозаписи могут быть использованы при апелляции.