Примерная процедура подготовки преподавателя к проведению экзамена с использованием дистанционных образовательных технологий

Разработана на основании:

 
Шаг
1
Изменение формы проведения экзамена
Если форма проведения экзамена была изменена лектором относительно указанной в РПД и ФОС и изменения утверждены распоряжением декана, довести до сведения обучающихся эти изменения.
Шаг
2
Ознакомиться с функционалом сервиса видеоконференции, выбранного для проведения экзамена (Zoom, Google Meet, др.).
Шаг
3
Определение регламента проведения экзамена
Определиться с регламентом проведения экзамена с учетом формы проведения экзамена (устная, письменная), количества обучающихся и экзаменаторов: сколько времени занимает подготовка, сколько в среднем времени планируется тратить на одного обучающегося. Рекомендуемое время на подготовку обучающегося к устному ответу 40-60 минут, на загрузку работы 5-10 минут, на ответ – не более 30 минут. Определиться, будут ли обучающиеся приглашены на конференцию к конкретному преподавателю или обучающиеся будут подключены к одной конференции и направляться для собеседования к свободному преподавателю. Определиться, кто из преподавателей будет осуществлять функции координатора: осуществлять рассылки обучающимся, идентификацию личности обучающегося, выдачу экзаменационных билетов (см. пункт 6), контроль за соблюдением условий проведения экзамена, в том числе во время подготовки обучающегося к ответу (см. пункт 8) с  осуществлением аудиовидеозаписи (в Zoom - роль организатора), перевод обучающихся и преподавателей между сессионными залами (в Zoom - роль организатора), выставление оценок в ведомости.
Шаг
4
Получение экзаменационной ведомости
Получить экзаменационную ведомость в личном кабинете.
Шаг
5
Распределение обучающихся по времени сдачи экзамена
Организовать запись/распределение обучающихся по времени (с учетом времени на подготовку к ответу и установленного времени на собеседование, часового пояса, в котором находится обучающийся (если известно)). Например, если на подготовку дается 1 час, прием экзамена у одного обучающегося планируется проводить в течение 30 минут, и доступно 3 экзаменатора, то каждые 30 минут в конференцию можно запускать по 3 обучающегося.
При составлении расписания можно предусмотреть перерывы, чтобы экзаменаторы могли отдохнуть.
Шаг
6
Предоставление обучающимся информации о времени подключения
Накануне экзамена (или во время консультации) необходимо сообщить время подключения каждого обучающегося в соответствии с составленным преподавателем расписанием. Рекомендуется для этого завести таблицу и довести информацию до сведения обучающихся, послав эту таблицу (или ссылку на нее) на электронную почту соответствующих групп. Эту же информацию необходимо отправить на почту деканата. Для рассылок обучающимся рекомендуется использовать электронную почту НГУ: в университетской почте достаточно написать на адрес вида “номер группы@nsu.ru”, чтобы письмо получили все обучающиеся указанной группы.
Шаг
7
Формирование и отправка обучающимся экзаменационных билетов

Сформировать билеты и задачи таким образом, чтобы их можно было выдавать средствами для удалённой работы (например, отправить файл или ссылку на него в личный чат каждому обучающемуся (есть в Zoom), по электронной почте конкретного обучающегося и т.п.). 

Выбор билета осуществляется случайным образом. Наиболее простой вариант - с использованием онлайн-генератора случайных чисел. Преподаватель в начале экзамена после идентификации личности обучающегося демонстрирует свой экран, на котором открыт любой из сайтов для генерации случайных чисел (https://randstuff.ru/number/, https://castlots.org/generator-sluchajnyh-chisel/, https://generator-online.com/numbers/, https://calculator888.ru/random-generator и т.п.), вписывает количество билетов в комплекте и в результате получает на экране случайное число, которое и будет являться номером билета для конкретного обучающегося. Преподаватель фиксирует, какой билет получил каждый обучающийся, проговаривает вслух фамилию, имя, отчество и номер билета, затем отправляет  каждому обучающемуся экзаменационный билет.

Возможны следующие варианты отправки экзаменационного билета (в порядке убывания предпочтения варианта):

а) файл билета/задачи помещается в личный чат обучающегося (предпочтительнее) или отправляется по электронной почте (рекомендуется использовать электронную почту НГУ: в университетской почте достаточно написать в адресной строке ФИО обучающегося русскими буквами, будет предложен адрес вида “@g.nsu.ru”, выбрать соответствующий ФИО адрес (будьте внимательны, бывают однофамильцы);

b) билеты/задачи размещены на каком-то ресурсе и обучающимся заранее не известны - в чат помещается ссылка на конкретный билет или задачу;

с) билеты/задачи полностью текстовые (без формул) - тогда их можно просто написать в личный чат (copy-paste из заготовленного файла);

d) билеты/задачи размещены на каком-то ресурсе (или были разосланы заранее), и они известны обучающимся заранее - в чат можно написать номер билета/задачи;

e) билеты/задачи есть в каком-то файле, который можно показывать обучающемуся - открыть этот файл и “поделиться экраном” с обучающимся, чтобы он переписал задание.

Размещать документы, которые планируется показывать обучающимся, рекомендуется на гугл-диске, относящемся к университетскому аккаунту экзаменатора: так можно ограничить доступ к этим документам со стороны лиц, не входящих в зону g.nsu.ru, и предоставить персональный доступ. Документы, задания, билеты можно также размещать в Moodle.

Шаг
8
Определение способа фиксации информации о ходе экзамена
Определиться со способом фиксации информации о ходе экзамена: кто из обучающихся пришел, у кого какой билет, у кого какая оценка, нет ли у кого из обучающихся технических сбоев и т.п. Можно во время экзамена вести записи в рабочей таблице, доступной всем экзаменаторам и координаторам (например, google sheets): координатор отмечает входящих обучающихся и время и номера выданных им билетов; при необходимости делает отметку о допущенных обучающимся нарушениях процедуры проведения экзамена (уход из зоны видимости, присутствие посторонних лиц, посторонние звуки и голоса, подсказки, некорректное поведение, подмена экзаменуемого лица, обнаружение шпаргалок, телефонов, а также дополнительного оборудования, кроме того, что непосредственно используется для экзамена, материалов, источников информации, не разрешенных преподавателем, вне зависимости от того, использовались они на экзамене или нет), наличии у обучающегося технических проблем и т.п.; экзаменатор в дальнейшем вносит в ту же таблицу полученную обучающимся оценку.
Определиться, кто из преподавателей и как принимает решение об удалении с экзамена обучающегося, не реагирующего на замечания и неоднократно нарушающего дисциплину на экзамене.
Шаг
9
Определение способа обмена информацией с обучающимися

a) если после окончания подготовки обучающийся должен сфотографировать и сдать работу по подготовке ответа (или письменную работу), то определиться с форматом и методом передачи:  файл, ссылка на гугл-диск, переданные по электронной почте (сообщить обучающимся адрес), в личный чат конференции, LMS Moodle, Google Classroom, https://el.nsu.ru/, «Антиплагиат.вуз» и т.п. Обучающийся может выполнять работу с помощью заранее определённого программного обеспечения на компьютере, с которого он подключен к экзамену, и сдавать работу в виде файла определённого формата;

b) если в процессе сдачи обучающийся что-то должен писать и показывать экзаменатору, то определиться с тем, как именно это делается, например:

- с использованием сервиса idroo (https://idroo.com/ - электронная доска с поддержкой формул, экзаменатор и обучающийся одновременно могут на ней писать) - нужно заранее завести аккаунты на idroo, создать доску, возможно разместить заранее на ней какие-то материалы, предупредить обучающихся;

- с использованием общих документов (гугл-документы, гугл-таблицы и т.п.) - нужно завести заранее эти документы, поместить в них необходимые задания;

- посредством доски сообщений в Zoom;

- обучающийся может сфотографировать лист с ответом на билет, перенести его на устройство, с которого он подключен к Zoom и демонстрировать экран;

- обучающийся может оформлять ответ с помощью программного обеспечения на устройстве, с которого он подключен к Zoom и демонстрировать экран;

- просто показывая лист на камеру - следует учитывать освещенность и разрешение камеры обучающегося.

Для фотографирования письменных заданий использование телефона не будет считаться нарушением процедуры сдачи экзамена.

При необходимости, возможно использование системы «Антиплагиат.вуз» http://antiplagiat.nsu.ru/ для проверки работ с целью выявления академического мошенничества. В этом случае преподавателю необходимо перед экзаменом создать в системе «Антиплагиат.вуз» задание и пригасить в него обучающихся (дать ссылку), сообщить обучающимся, что работы будут проверяться с целью выявления академического мошенничества, установить формат файла для выполненной работы (*.docx).
Шаг
10
Определение перечня разрешенных источников информации на экзамене
Определиться с перечнем материалов, источников информации и оборудования, разрешенных к использованию во время экзамена (в соответствии с РПД) и довести до сведения обучающихся.
Шаг
11
Заполнение ведомостей
Договориться о передаче информации лектору для выставления оценки в ведомость (электронные ведомости по умолчанию формируются на лекторов и отправляются в их личные кабинеты). Если в ходе экзамена предусмотрено ведение рабочей таблицы с общим доступом всех преподавателей, данные берутся из нее. Если нет, экзаменаторы должны сообщить результаты лектору, а координатор должен сказать, кто был удален с экзамена (выставляется «неудовлетворительно»), не явился или не смог подключиться в результате возникшего технического сбоя, который не удалось устранить (выставляется «не явился»).
Довести до сведения всех экзаменаторов общие для всех критерии выставления оценок и регламент проведения экзамена. Это позволит скоординировать действия всех участников экзамена, а также избежать последующих апелляций по поводу критериев оценивания и процедуры проведения экзамена.
Шаг
12
Тестовое подключение
Получить ссылку на тестовое подключение, сделать рассылку всем экзаменаторам и обучающимся для тестового подключения в соответствии с расписанием экзамена.
Провести тестовое подключение всех участников экзамена, проверить работоспособность оборудования и возможность подключения ко всем сервисам, планируемым для использования на экзамене.
Шаг
13
Ссылка на подключение к экзамену
Получить ссылку на подключение к экзамену, сделать рассылку всем экзаменаторам и обучающимся для участия в экзамене в соответствии с расписанием экзамена.

Часто задаваемые вопросы

1.     Вопрос:

Должны ли экзаменаторы вести запись всего процесса подготовки и сдачи обучающимся экзамена? Если да, куда это девать?

Ответ:

При проведении экзаменов с использованием дистанционных технологий мы обязаны руководствоваться Приказом Минобрнауки от 23 августа 2017 г. N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями...дистанционных образовательных технологий...". Пункт 6. «При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
...
обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения».

Этот процесс называется прокторинг. Прокторинг можно проводить с помощью специальных программных средств в автоматическом режиме или очно с помощью живого человека. Поэтому, да, запись процесса подготовки и сдачи экзамена вести необходимо, т.к. это является обязательной составной частью прокторинга, обеспечивающего идентификацию личности обучающегося и контроль соблюдения процедуры экзамена. При автоматизированном прокторинге запись осуществляется автоматически (например, при проведении письменного экзамена в LMS Moodle совместно с провайдером прокторинга), если прокторинг проводит человек – запись осуществляется вручную на протяжении всей процедуры подготовки и сдачи экзамена (нажатием соответствующей кнопки для начала и окончания записи).

Запись следует осуществлять на диск компьютера, затем разместить на гугл-диске, относящемся к университетскому аккаунту экзаменатора, передать ссылку на запись лектору и хранить её длительное время, как минимум до окончания всех пересдач (возможно в течение года). Папку с файлами записи именуйте так, чтобы было понято, какой экзамен, какие дни. Видеозаписи могут быть использованы при апелляции.

Важно! Учитывайте возможности выбранной платформы для проведения экзамена. Например, в Zoom можно разделить участников на разные залы, но запись осуществляется преподавателем с ролью «организатор», т.е. запись будет вестись только в том зале, в котором находится «организатор». Для записи работы в других залах необходимо дать соответствующие права другим преподавателям (рекомендуется опробовать эту возможность при тестовом подключении, если ранее не было такого опыта): назначить экзаменаторов соорганизаторами и разрешить им запись видео (раздел «Управление участниками»). Во время экзамена преподаватель не должен покидать сеанс конференции, иначе видеозапись прекратится.

2.     Вопрос:

Нет ли запретов на параллельный прием экзаменов в Zoom (сразу у двух обучающихся, скажем - один думает, другой отвечает?)

Ответ:

Не рекомендуется параллельное собеседование по подготовленному ответу на экзаменационный билет сразу с несколькими обучающимися, т.к. все присутствующие слышат беседу и обучающийся, который отвечает, будет мешать обучающемуся, который думает. Обучающемуся даётся время на подготовку к ответу на вопросы билета (40-60 минут), затем с ним проводится собеседование (рекомендуется не более 30 минут), могут быть заданы дополнительные вопросы в пределах времени на собеседование. Не рекомендуется затягивать время собеседования и давать дополнительные задания, требующие длительной подготовки к ответу. Если обучающийся за указанное время не может продемонстрировать результаты обучения, он получает соответствующую оценку. В случае острой необходимости в Zoom можно разделить участников на разные залы и переводить участников между залами, поэтому можно вернуть обучающегося в общий зал для подготовки, а в это время пригласить на собеседование следующего обучающегося.