На первой неделе февраля состоялась стратегическая сессия для студентов, преподавателей и партнеров Инженерной школы НГУ

Проект «Инженерная школа НГУ (ИШ НГУ)» молодой: первый набор состоялся в 2019 году. Несмотря на молодость проекта, студенты вместе с преподавателями задумываются о своем будущем, становлении и развитии программ «Искусственный интеллект» и «Прикладной инжиниринг».

Идея синхронизации представлений об инженерной школе и инициирование обсуждения о ее дальнейшем развитии возникла у команды студентов первого курса «Я/мы за деятельность» в рамках проработки проекта на занятиях по основам проектной деятельности. Таким образом, родилась инициатива проведения стратегической сессии ИШ, которую поддержали декан ММФ Игорь Марчук и директор Математического центра в Академгородке Евгений Вдовин.

В течение пяти дней команды из студентов, преподавателей и партнеров программы в режиме погружения проводили анализ существующего положения дел и выявляли проблематику и возможные точки роста. Команды работали над такими тематиками, как образовательные форматы, позиционирование Школы и отбор в нее, стажировки и работа с потенциальными партнерами,  специализация и другими.  

Стратегическая сессия – это тот формат, в котором нет привычных ролей: преподаватель, студент, партнер. В рамках работы все участники играют единую роль проектировщика ИШ и, тем самым, берут на себя ответственность за развитие Школы», – комментирует заместитель декана ММФ Анастасия Карпенко. «Свои наработки команды представляли заказчику – декану, подчеркивая, что именно они готовы сделать для того, чтобы то или иное изменение произошло».

Проект Инженерная школа для меня является стратегическим, а стратегия – это то, что вырабатывается коллективно, а не навязывается сверху. Проведение подобных сессий как раз и направлено на выработку общего видения, а также стратегии развития», – отмечает декан ММФ И. В. Марчук. «Я готов поддержать проектные команды, выступающие проработанными с инициативами и стремящиеся изменить или сформировать что-то в рамках деятельности Инженерной школы».

Для синхронизации позиций групп и формирования общей картины ИШ были организованы пленарные заседания, а также перекрестные беседы между группами - «Вертушка».

Стратсессия лишь один из этапов роста ИШ, но очень важный. В ходе этого мероприятия мы оттачивали концепцию развития, образ выпускника Инженерной школы. Это было важно для каждого участника. Для меня было неожиданностью, какую важную роль в этом всем занимают пленары, именно на общих выступлениях происходил основной обмен мыслями, разрешались спорные моменты. Работа групп не была изолированной, на третий день стало особенно ясно, что мы работаем над разными аспектами одного и того же, именно эта многократная разносторонняя проработка позволила появиться общей концепции», – поделилась Анжела Шадрина, студентка первого курса ИШ.

При рассмотрении конкретной области каждая группа старалась формировать и удерживать центральный фокус – образ выпускника Школы. Во внимание принимались как имеющиеся на территории НГУ и Академгородка компетенции, так и амбиции выпускать лидеров, способных чувствовать актуальные научные и технологические фронтиры, ставить и решать высокотехнологичные задачи, меняющие мир и общество.

Участие в стратегической сессии стало для меня возможностью повлиять на развитие Инженерной школы. Совместно с одногруппниками и студентами младших курсов, преподавателями и партнерами программы, мы в течение недели прорабатывали стратегию специализации и план обучения на старших курсах ИШ, работали над образом выпускника и выдвигали гипотезы формирования этого образа, – комментирует студент второго курса ИШ Лукьянов Андрей. – Итогом нашей работы стала модель полиспециализации и специализации, ориентированной на технологический фронтир. Помимо этого, стратегическая сессия позволила не только представить план дальнейшего обучения, но и наладить контакт с новым партнерами».


Во время стратегической сессии я работала в команде «Проектная деятельность». Я шла на нее с полным отсутствием представления о результате, но во время групповой работы и пленаров, мы с командой осознали, что от нас хотят и это, действительно, очень помогло. Вдохновляющие речи Е.П.Вдовина, постоянные рефлексии в команде дали правильный настрой и, самое главное, толчок. Так мы выделили цель нашей работы – уточнение протокола действий студентов ИШ, который в результате сможет легко внедряться в любую деятельность, – рассказала Дарья Шестакова, студентка первого курса ИШ. – Мы пришли к выводу, что в образе выпускника Инженерной школы должен быть заложен этот протокол, так как выпускник – это человек, обладающий интенцией, способный действовать и анализировать свои действия».

Работая в группе «Элективы/Факультативы/Minors» во время стратегической сессии, я поняла, что обучаюсь в университете и даже не знаю, сколько возможностей дает образование! Обсуждая, какие факультативы можно было бы ввести в Инженерной школе, меня приятно удивило, что существует возможность посещать факультативы других факультетов, раньше это казалось чем-то нереальным. Стратегическая сессия – это прежде всего возможность быть услышанным! Это абсолютно другой формат общения: с преподавателями как с коллегами, со студентами не как с друзьями. Главное, что все мы преследовали одну и ту же цель – спроецировать счастливое будущее Инженерной школы. Только объединив усилия, у нас получится создать что-то по настоящему стоящее, ведь стараемся в первую очередь для себя. Это был уникальный опыт, позволяющий сформировать среду обучения, которая будет комфортна именно нам», – поделилась своими впечатлениями студентка первого курса ИШ Полина Каушан.

Результаты работы нашей группы, а также других групп, стали для некоторых откровением: мы проанализировали, сколько возможностей реально есть в НГУ и Академгородке, и приятно удивились. Главное – правильно пользоваться всем этим и нести ответственность за результат. Это особенно важно при работе с внешними бизнес-партнерами, которые хотят получать конечный результат. В рамках работы нашей группы мы уже приступили к реализации пилотного проекта», – рассуждает студент второго курса ИШ Константин Носорев.

Инженер, прошедший подготовку в национальном исследовательском университете, каким и является НГУ – это в первую очередь субъект, способный самостоятельно ставить цели, планировать и осуществлять действия по их достижению и получать результат. Поэтому подготовка инженеров невозможна без развития соответствующих компетенций. В частности, будущие инженеры в первую очередь сами в ответе за свою подготовку. Стратегическая сессия направлена на формирование у будущих инженеров субъектности, готовности принимать решения, реализовывать их и нести ответственность за результаты», – рассказывает руководитель проектной работы Е. П. Вдовин.

Проект «Инженерная школа» для нас является в первую очередь основой долговременного сотрудничества», – рассказывает руководитель команды Больших Данных и Искусственного Интеллекта Исследовательского центра Хуавей в Новосибирске Игорь Солодов. – «Это уникальный проект для НГУ, в котором совмещается фундаментальный подход к образованию в классическом университете и инженерный подход в практических проектах. На рынке будущего, да и сегодня, такие новые инженеры-исследователи очень востребованы, а то что они смогут придумать и реализовать – может сильно изменить мир к лучшему. Мы готовы к сотрудничеству с ИШ НГУ в этом направлении, в ходе стратегической сессии мы предложили несколько направлений для развития ИШ совместно с нами, партнерами НГУ и ИШ НГУ. Надеюсь, что первые результаты мы вместе увидим уже к концу текущего семестра».

Формат стратегической сессии интересен тем, что предоставляет каждому участнику возможность расширить свою привычную роль (студента, преподавателя, организатора, научного руководителя, партнера), обсуждать значимые вопросы развития ИШ, прочувствовать многие нюансы и трудности в планировании и реализации проекта Инженерной школы. В частности, наша группа занималась вопросами обучения на младших курсах, где одна из главных задач, сохраняя традиции классического образования на ММФ, увеличить и органично вписать в учебную деятельность прикладную практическую составляющую. Совместная работа в команде позволила проанализировать уже имеющуюся ситуацию с различных сторон и найти возможные варианты корректировки образовательного процесса на 1-2 курсах. Основные результаты стратегической сессии, на мой взгляд, - не только конкретные решения о развитии ИШ, но и осознание участвующих студентов, что они и есть будущие инженеры-исследователи», – рассказывает Елена Плотникова, преподаватель математического анализа.

DSCF6840.jpg
DSCF7593.jpg
DSCF7264.jpg