Интервью с преподавателями ММФ — Нурлан Талгатович Когабаев

Когабаев.png

Отвечает:

Нурлан Талгатович Когабаев,

Доктор физико-математических наук, профессор Кафедры дискретной математики и информатики ММФ и СУНЦ

Расскажите о своем образовании: Какими были ваши студенческие годы? Что оказалось самым ценным и чего, на ваш взгляд, не хватило?

Студенческие годы были насыщенными. Было много занятий математикой, много общения, энтузиазма и инициативы. Стремительно выросло множество друзей и знакомых. Мой нынешний круг общения сформировался именно в студенческие годы и с тех пор изменился незначительно. Самыми ценными приобретениями моих студенческих лет я бы назвал полученное мехматовское образование — без него бы меня нынешнего точно бы не было — и сформировавшиеся под влиянием преподавателей, сокурсников и просто атмосферы Академгородка мировоззрение и отношение к окружающему миру. Не хватило каких-то внешних ресурсов, дающих возможность съездить в другие университеты на краткосрочные курсы, научные школы, конференции.

Может вы помните, как прошёл ваш первый студенческий день?

Мои первые дни на ММФ НГУ — это сплошные перемены и перестройка жизненных укладов. Нужно было одновременно наладить нехитрый общажный быт и заново научиться учиться по новым университетским правилам. Но было весело. Культурный шок компенсировался позитивными эмоциями и активной социализацией.

Как у вас было с математикой в школе?

С математикой в школе было всё хорошо. Математику я понимал лучше, чем другие школьные дисциплины, мне она была интересна, я много занимался математикой дополнительно и самостоятельно.

Каким должен быть преподаватель вуза?

Про абстрактного преподавателя вуза ничего не скажу, вузы разные бывают. Преподаватель ММФ НГУ должен быть одновременно человеком увлечённым наукой (математикой, информатикой и т.п.) и способным передать хотя бы долю этой увлечённости студентам. Преподавателю ММФ НГУ стоит быть терпеливым, справедливым, ответственно готовиться к каждому своему занятию, уметь находить общий язык с любым студентом.

Что для вас значит работа в НГУ? Каким вы видите наш университет через 10 лет?

Работа в НГУ для меня — это возможность повзаимодействовать с молодёжью, но в рамках академического общения. Язык общения может быть очень или не очень формальным, но если при этом студент прогрессирует в изучении той дисциплины, которую я преподаю, это приносит удовлетворение от проделанной работы и мотивирует продолжать заниматься преподаванием. Хотелось бы, чтобы через 10 лет университет сохранил свою ориентированность на сотрудничество с институтами СО РАН, чтобы учебные планы факультетов стали более гибкими и менее зарегламентированными федеральными чиновниками, чтобы у студентов было больше свободы в выборе изучаемых дисциплин, чтобы университет стал ещё более открытым для мира, чтобы программы академической мобильности стали более доступными для студентов и преподавателей.

Чем вы занимаетесь помимо преподавательской деятельности? Как проводите свободное время?

Помимо преподавания я работаю научным сотрудником в Институте математики им. С. Л. Соболева СО РАН. Свободное время провожу вполне обыденно: физкультура, спорт, прогулки, встречи с друзьями, книги, сериалы, вкусная еда :)

Чему вам самому пришлось научиться и что преодолеть, чтобы стать тем, кем вы стали?

Не уверен, что мне действительно приходилось что-то преодолевать. Всё происходило само собой и постепенно. Можно сказать, меня взрастили по канонам академической среды Академгородка.

Как эффективно организовать жизнь современному студенту? Чему учиться и к чему себя готовить?

Современному студенту ММФ НГУ очень легко утонуть в хаосе информации, связанной с процессом обучения, и поэтому важно научиться подбирать достоверные и удобные для себя источники информации. Здесь весьма полезно доверять преподавателям и руководству факультета, которые с позиции опытных профессионалов могут подсказать что читать, где читать и как читать. Студентам ММФ НГУ важно помнить, что специфика преподаваемых им дисциплин подразумевает вдумчивое и глубокое понимание предмета (поверхностное заучивание формул и доказательств малопродуктивно), для этого всегда полезно делать что-то самостоятельно: решить задачу, выдумать своё собственное доказательство теоремы, придумать примеры к определениям. Учить математику и информатику важнее вглубь, чем вширь, — только так Вы сможете натренировать себя как самостоятельного специалиста.

Как вы повышаете интерес и мотивацию своих учеников?

На лекционных курсах стараюсь рассказывать материал на двух уровнях: на формальном математическом языке и на неформальном образном уровне (рисунки, чертежи, динамические картинки, бытовые аналогии). Очень нравится, когда студенты выдумывают свои собственные образные интерпретации для формальных математических конструкций. Мне кажется, такая математическая «полиязычность» вкупе с самостоятельной мыслительной работой и воображением со стороны студентов должна улучшать понимание материала и, как следствие, держать мотивацию на должном уровне. На семинарских занятиях помимо классических очных встреч в аудитории предлагаю студентам самостоятельные письменные упражнения с обязательной и подробной проверкой с моей стороны, при этом при проверке даю дополнительную возможность студентам самостоятельно исправить найденные мною ошибки. Такой интерактив на мой взгляд сохраняет мотивацию (и студенческую, и мою) и при этом имеет сходство с процессом реальной работы над научным проектом (с ошибками, исправлениями, рецензиями и пр.).

На какие возможности, существующие в нашем университете, стоит обратить особое внимание студентам?

Главное преимущество нашего университета, и в частности ММФ, — возможность общаться с людьми, которые прямо здесь и сейчас занимаются актуальными научными исследованиями. У студентов есть возможность быть вовлечёнными в эти исследования ещё до получения диплома о высшем образовании. Сейчас в университете очень обширная программа открытых научно-популярных лекций и мероприятий, — на них стоит обратить внимание: с одной стороны, это возможность расширить кругозор и узнать что-то интересное из первых рук; с другой стороны, это своеобразная форма отдыха от основных лекций и семинаров, которая при этом способна повысить мотивацию к вашей основной учёбе. В университете можно интересно проводить время с утра до вечера, пока не выгонит охранник.

Ваш совет/пожелание первокурсникам.

Не бояться трудностей, даже если кажется, что не справитесь с объёмом нагрузок. Постараться погрузиться в процесс обучения и не выпадать из него без веской причины, для этого полезно почаще и подольше находиться в стенах университета, общаться с сокурсниками и преподавателями, ходить на факультетские мероприятия.