Вступительные испытания

1. Вступительных испытаний всего три:

  •  ЕГЭ по русскому языку,
  •  ЕГЭ по литературе,
  •  творческий конкурс. Последний экзамен сдаётся только в университете. Максимальная сумма баллов — 300.

2. Минимальные баллы, которые нужно набрать на каждом вступительном испытании, — 55 баллов. Набравшие менее этого количества баллов не допускаются до следующего экзамена.

3. Количество бюджетных мест на 2022-2023 год — 20. Количество платных мест - 32.

4. Проходной балл будет известен только после окончания всех экзаменов, т.к. он определяется по рейтингу.

5. Конкурс в 2021 году составил 11,2 человек на бюджетное место; 3,1 – на внебюджетное.

Официальная информация для абитуриентов 2022 г. размещена на сайте НГУ.

Итоги приема прошлых лет:

1.jpg

Творческий конкурс

Программа вступительного экзамена «Творческий конкурс». Баклавриат-2022

Первое задание. В 12.00 (везде время указано новосибирское) станут доступны темы эссе. Вам необходимо выбрать одну из них и написать работу в открытом окне. Там возможны исправления, корректировка текста. Бумага и ручка Вам не понадобятся. Эссе необходимо отправить до 14.00.

Примерные темы эссе

  •  Почему я выбрал эту газету для повседневного чтения?
  •  Я бы снял(а) документальный фильм о...
  •  Событие в жизни моего города (села), о котором стоит рассказать.
  •  «С лейкой и блокнотом…»: журналистика периода Великой Отечественной войны.
  •  Какого журналиста Вы могли бы назвать примером для подражания и почему?

Второе задание. Часть 1. Анализ статьи. Задание будет доступно  в 14.15. На его выполнение дается 60 минут. Работы, отправленные после 15.15 новосибирского времени, проверяться не будут.

Анализ текста

  •  Определить тему предлагаемого для анализа текста, предполагаемого адресата, цель текста.
  •  Определить идею, замысел автора. То есть ответить на вопрос, зачем данный текст написан, что автор хотел донести до читателя и какую реакцию хотел вызвать у аудитории.
  •  По возможности определить предполагаемые источники и методы получения информации (например, интервью с участниками события, работа с документами, эксперимент, экспертные оценки, данные научных исследований, слухи и т.п.) и оценить адекватность информации теме материала.
  •  Отличить факты, которыми оперирует автор, от комментариев, суждения—от аргументов.
  •  Определить авторское отношение к герою, к освещаемому событию, анализируемой ситуации, проблеме. Определить, в каком тоне написан текст: иронично, с сочувствием, с возмущением, со стремлением сохранять нейтралитет.
  •  Кратко охарактеризовать композиционное построение текста.
  •  Охарактеризовать стилистические особенности текста. Если текст имеет ярко выраженное стилистическое своеобразие, то нужно прокомментировать его специфику и оценить адекватность выбранного стиля теме материала.
  •  По возможности попытаться определить тип издания, в котором данный текст может быть уместен. • Высказать собственное мнение о достоинствах и недостатках текста.

Не забывайте аргументировать и иллюстрировать свои утверждения!

  •  «данный текст представляет собой портретный очерк, так как…»
  • «одна из стилистических особенностей текста – использование элементов разговорной речи. Например: “CNN — вовсе не частная лавочка, а государственная корпорация”»
  • «… в частности, саркастическое отношение автора к комментируемому событию проявляется в следующей образной аналогии: “мериться с ней кошельком российским нефтяным магнатам — все равно что биться кухонным ножом против самурайского меча”».

Второе задание. Часть 2. Ответы на вопросы по журналистике.

Примерный список вопросов:

  •  Чем привлекает Вас профессия журналиста? Каковы, на Ваш взгляд, особенности этой профессии?
  •  Какие телепрограммы Вам нравятся и почему? Охарактеризуйте одну из них.
  •  Какие газеты и журналы Вы читаете? Публикации каких журналистов Вам запомнились и почему?
  •  Какого журналиста Вы могли бы назвать примером для подражания и почему?
  •  Какая сфера журналистской деятельности кажется Вам наиболее привлекательной и почему? 
  •  Назовите 5 важнейших мировых событий последнего месяца 
  •  Назовите 5 важнейших российских и/или региональных событий последнего месяца
  •  Какие газеты и журналы Вы читаете? Публикация какого журналиста Вам запомнилась и почему?
  •  Назовите 5 журналистов и издания/каналы/радиостанции, на которых они работают
  •  Писатели, работавшие в сфере журналистики или публицистики (имена, по возможности — события, произведения)

Третье задание. Тест по истории станет доступным в 15.20. Вам необходимо ответить на все вопросы теста. На его выполнение дается 40 минут. Работы, отправленные после 16.00 новосибирского времени, проверяться не будут.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

  •  провозглашение гласности
  •  создание Союза трех императоров
  •  запуск орбитальной станции Мир
  •  начало Карабахского конфликта
  •  хождение в народ
  •  свержение с престола Николая II

2. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

 События (процессы, явления)

 Участники

 А. создание Коммунистического интернационала 

 Б. заключение Тильзитского мира

 В. создание СССР

 Г. взятие Нарвы

 1. А.Н. Косыгин

 2. Г.Е. Зиновьев

 3. Александр I

 4. Б.П. Шереметев 

 5. патриарх Никон

 6. М.И. Калинин


3. Какие три события из перечисленных ниже относятся к периоду правления И. В. Сталина?

1) Советско-финляндская война

2) запрет генетики

3) Русско-японская война

4) Вторая пятилетка

5) Освоение целины

6) Пражская весна

4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям XIX в. Укажите два лишних термина.

  • вольные хлебопашцы
  •  министерства
  •  декабристы
  •  бироновщина
  •  выкупные платежи
  •  челюскинцы

5. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А. В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ________.

Б. Одним из советских фронтов, участвовавших в Берлинской операции, командовал________.

В. В ________ г. был издан Приказ №227 «Ни шагу назад!»

1. 1942

2. станция Прохоровка

3. 1941

4. Москва

5. И.С. Конев

6. Д. Г. Павлов

Какие события произошли:

1917, февраль (март)

1917, октябрь (ноябрь)

1918-1920 (1917 – 1922)

Задание 4. Портфолио Вы можете добавить в соответствующий раздел по ссылке: https://exam.nsu.ru/course/view.php?id=15 до 24.00 19 июля 2022 г. (время новосибирское).

Темы эссе, предложенные абитуриентам в 2017 году:

  •  О тех, кто творит добро.
  • Каким я вижу будущее профессии журналист.
  • Журналист на войне.
  • Что для меня значит быть успешным.
  • О чем бы я написал в своей авторской колонке.
  • Слово как источник счастья.

Темы эссе, предложенные абитуриентам в 2018 году:

  •  Сохранить Землю.
  • О проявлении нравственного начала в истории.
  • Странные люди.
  • Где начинается провинция.
  • Герой нашего времени.
  • Театр, мы и время.
  • Остаться в памяти… 5 тем современности для потомков.

Темы эссе, предложенные абитуриентам в 2019 году:

  •  «Память – это не хранилище нейтральных сведений, а беспокойный подвижный медиум» (Вальтер Беньямин).
  • Делать добро вместе.
  • Современный театр – это …
  • Мера успеха.
  • Он стал легендой журналистики.
  • Герои нашего времени.

На что обращает внимание комиссия при проверке эссе:

  •  творческий потенциал абитуриента;
  • эрудированность, начитанность абитуриента;
  • умение творчески интерпретировать заданную тему, не подменяя ее другой темой;
  • умение оперировать фактами и комментировать их;
  • умение аргументированно рассуждать;
  • умение лаконично и логично организовывать письменный текст;
  • уровень владения культурой письменной речи.

Секретная информация. Вот что пишут наши преподаватели в комментариях к письменным работам абитуриентов:

  •  Хорошая работа, есть примеры, есть размышления, выводы обоснованы. Читать было интересно – это плюс работе. Чуть-чуть бы еще поработать над тем, как написано, немножко покороче предложения, меньше «гусеничных» придаточных.
  •  Хорошие примеры приведены, но, к сожалению, слишком мало аргументации из журналистики и публицистики.
  •  Живая, убедительная работа. «Странных людей надо беречь» – аплодисменты! Отлично сформулировано и вполне тянет на вывод. Самую малость не достает цельности и обобщения в финале, но за краткое время, отведенное на работу, вряд ли возможно еще и обобщить.
  •  Блестящее начало, интересное продолжение, Еще бы немножко развернуть!
  •  Тема раскрыта довольно хорошо, аргументы убедительны. Хотелось бы больше обобщающих суждений.
  •  Тема раскрыта очень хорошо и убедительно, чувствуются зачатки будущего журналиста.
  •  Хорошо, что автор знает о творческом пути Анны Политковской и о ситуации в Екатеринбурге. К сожалению, многовато общих и бездоказательных утверждений.
  •  Тема раскрыта хорошо, примеры интересные, но хотелось бы большей глубины суждений. Есть стилистические шероховатости.
  •  В раскрытии темы произошла подмена, проблема героя нашего времени подменяется рассказом о деятельности журналиста. Есть фактические ошибки.
  •  Работа производит двойственное впечатление. С одной стороны, эрудиция автора поражает. И это, конечно, плюс работы. С другой, при чтении не оставляет мысль, что тема раскрыта не полностью, вернее, автор рассказывает о нестандартном поведении журналистов, т. о. уходит от выбранной темы.

Портфолио

Что можно предоставить в качестве портфолио?

  • Публикации в школьных, городских, районных газетах.
  • Видео- и аудиоработы: сюжеты, ролики, фильмы, передачи, в которых абитуриент принимал участие в роли журналиста, видеооператора, режиссера монтажа и т. п.
  • Материалы личных блогов в социальных сетях, если они имеют журналистскую направленность.
  • Фоторепортажи, фотопортреты.
  • Дипломы, подтверждающие победы на конкурсах журналистского мастерства.
  • Дипломы, грамоты и сертификаты, подтверждающие достижения по общегуманитарным предметам (русский язык, иностранный язык, литература, история, обществознание).
  • Дополнительные материалы, которые характеризуют абитуриента как личность.

Что не стоит вкладывать в портфолио?

  •  Стихотворения и иные сочинения, не имеющие отношения к журналистике.
  • Итоговое сочинение.
  • Видеозаписи, не имеющие отношения к журналистике (например, видео ваших выступлений на школьных мероприятиях и т. д.).
  • Дипломы и грамоты, подтверждающие успехи в обучении в начальной школе.

Как оформить портфолио?

Общие правила

В начале папки портфолио следует абитуриенту следует разместить журналистские тексты и материалы, затем дипломы и грамоты в порядке убывания их степени важности для абитуриента

Образец описания видео- и аудиоработ для портфолио

ФИО:

Контактный телефон в Новосибирске или ссылка на аккаунт в ВК для связи:

Количество работ:

Если видео- или аудиоработы не вышли в эфир, то необходимо указать дату создания работы.

  • В случае, если у членов комиссии возникает сомнение в авторстве материала, они вправе не засчитывать работу. Поэтому важно подтвердить те материалы, авторство которых неочевидно, например, если в видеосюжете абитуриента нет в кадре, нет его закадрового голоса, или если работа коллективная. В таком случае нужно загрузить на файлообменник скан документа, который подтверждает участие абитуриента в проекте и его роль. Документ должен быть заверен подписью руководителя студии/редакции и печатью.
  • Абитуриенту следует предоставлять только свои сюжеты или фрагменты с ведением в кадре, а не выпуски программ целиком. Если такой возможности нет, то в описании работ необходимо указать четкий хронометраж начала и конца необходимого эпизода. В случае если член комиссии затрудняется найти работу абитуриента, такие сюжеты не оцениваются.

Подготовка к творческому конкурсу

Советуем начать подготовку к творческому конкурсу с регулярного знакомства со СМИ. Вот что рекомендуют наши преподаватели.

Газеты

  • «Коммерсант»;
  • «Российская газета»;
  • «АиФ» и «Комсомольская правда»

Интернет-СМИ

  • «Такие дела»
  • «Арзамас»
Журналы
  • «Огонек»
  • «Форбс»
  • «Эсквайер» 
Просветительские и специализированные издания
  • «Кот Шредингера»
  •   «Петербургский театральный журнал»