Вниманию студентов! В соответствии с Положением о внедрении дополнительных элективных модулей (ДЭМ) Гуманитарный институт открывает прием заявок на посещение дополнительных элективных модулей. Курсы доступны для выбора студентами всех направлений ГИ уровня бакалавриата, начиная со 2 курса; всем обучающимся магистратуры и аспирантуры. При успешном прохождении курса и сдаче итоговой аттестации (зачет), дисциплина будет засчитана в качестве факультативной и отражена в приложении к диплому.
Содержание разделов курса:
Теоретико-методологические принципы изучения восточной философии.
Основы индийской философии: аскетизм, абсолютное уважение к жизни, отрицание насилия. Понятия астики и настики. Общая композиция философских систем, смысл и традиция последовательного изложения. Классические даршаны (йога, веданта). Буддизм как философская система и религия.
Проблема китайского философско-религиозного синкретизма. Рационалистическая этика Конфуция. Гносеологический релятивизм даосов: «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы». Культурно-типологические особенности китайского буддизма.
Основной материал курса, включая теоретические основы и исторический экскурс, излагается на лекциях. Первая половина (16 лекций) посвящены истории индийской философии, вторая половина курса (16 лекций) представляет китайские религиозно-философские учения. На семинарах (8 занятий) разбираются базовые тексты («Бхагавадгита», «Дхаммапада», «И цзин», «Дао дэ цзин» и др.). Формат семинарских занятий предполагает предварительное прочтение и анализ выделенных фрагментов, а затем совместный разбор и свободная дискуссия по ряду вопросов.
Аудитория: Курс будет интересен студентам, интересующимся культурой, философией и религиями Востока, студентам социо-гуманитарных направлений, а также широкому кругу слушателей, интересующимся Восточной цивилизацией.
Сложность – «Средний уровень». Освоение курса требует знаний в области базовых философских понятий и категорий в области гносеологии, онтологии, аксиологии; рекомендовано студентам 3–4 курсов бакалавриата и магистрантам.
Содержание курса:
История складывания арабо-персидского канона в результате арабских завоеваний региона. Ключевые характеристики канона: доминирование поэтического слова, превалирование героических эпосов, религиозная и мистическая философия. Арабская и персидская поэзия, классики канона: Фирдоуси, Рудаки, Саади, Низами, Хайям. Турецкая литература. Андалузская литература. Периферия арабского канона: литература территорий Азербайджана, Грузии, Армении. Трансформация канона в современных государствах на территории арабского халифата.
Курс включает 16 занятий (32 часа), 14 из которых лекции, на которых последовательно представляются различные составляющие литературного канона. Последние 2 занятия проводятся в форме семинаров, на которых обучающиеся делают небольшие доклады по современным произведениям иранских, турецких, азербайджанских, армянских, грузинских авторов. Список произведений для чтения и анализа предлагается обучающимся в самом начале курса.
Аудитория: Курс будет интересен студентам социо-гуманитарных направлений, студентам, специализирующимся на изучении мировой литературы и культуры, а также широкому кругу обучающихся ввиду обзорного характера курса.
Сложность – «Начальный уровень». Освоение курса требует базовых знаний в истории литературы и истории региона; рекомендовано студентам 2–4 курсов бакалавриата и магистрантам.
Курс нацелен на развитие навыков аналитического мышления, способность критического осмысления внешнеполитических документов и выступлений политических лидеров, экспертов. В основе содержания курса заложен проблемный принцип, используются результаты современных российских и зарубежных исследований.
Содержание разделов курса:
Академические центры изучения внешнеполитических проблем современности в России, зарубежных странах. Внешнеполитическая академическая периодика и политическая публицистика. Информационный потенциал Интернета в сфере международных отношений. Структура и функции системы международных отношений. Проблема системности и тенденций развития международных отношений в начале XXI века. Государство как ведущий актор СМО и роль великих держав. Российско-американские отношения и новая холодная война. Российско-европейские отношения на рубеже XX-XXI веков. Российско-китайские отношения: достижения и проблемы взаимодействия. Американо-китайские отношения на современном этапе: предвестник борьбы за мировое лидерство. Трансатлантические отношения: проблемное союзничество.
Аудитория: Курс будет интересен не только студентам, специализирующимся по направлению «история», или иных гуманитарных специальностей, но и всем, кому интересна проблематика международных отношений.
Сложность – Cредний / продвинутый уровень.
Освоение курса требует владения основами гуманитарных знаний. Курс рекомендован студентам 2-4 курсов бакалавриата и магистратуры независимо от избранной специализации.
Лектор: Буднева Людмила Викторовна – старший преподаватель кафедры источниковедения литературы и древних языков ГИ НГУ.
Процесс изучения модуля направлен на формирование следующих компетенций: знать этапы развития античной литературы, творчество и канву биографий античных писателей, тексты литературных произведений; представлять основные закономерности развития литературного процесса Древней Греции и Рима и влияние античной литературы на последующую литературную традицию России и Западной Европы; аргументировано излагать устно и письменно свои суждения по вопросам истории античной литературы; устанавливать соответствия явлений из культуры античности с явлениями современной культуры.
Содержание разделов курса:
Курс посвящен литературе Древней Греции и Древнего Рима. Изложение ведется в хронологическом порядке, особенное внимание обращается на типологические и межкультурные связи, а также на влияние на более позднюю литературную и культурную традицию. Для понимания литературного процесса привлекаются сведения из истории, культурологии, истории политической мысли, философии.
Занятия проводятся в форме лекций и семинаров (для журналистов) или лекций (для филологов).
Сложность – «Средний уровень».
Аудитория: Курс будет интересен широкому кругу слушателей, интересующихся историей литературы и культуры.
Лектор: Буднева Людмила Викторовна – старший преподаватель кафедры источниковедения литературы и древних языков ГИ НГУ.
Процесс изучения модуля направлен на формирование следующих компетенций: знать этапы развития литературы Великобритании и США и ее своеобразие, творчество основных писателей, тексты литературных произведений; представлять теоретические основы англоязычной литературы XX-XXI вв. и влияние английской литературы на последующую литературную традицию России и Западной Европы; устанавливать соответствия явлений из культуры Великобритании и США с явлениями мировой культуры.
Содержание разделов курса
Курс посвящен литературе Великобритании и США с рубежа XIX и ХХ вв. до наших дней. Изложение ведется в хронологическом порядке с учетом развития определенных литературных феноменов (модернизм в западной литературе, развитие некоторых поджанров (фантастический роман, роман-утопия и т.д.), особенное внимание обращается на типологические и межкультурные связи, а также на влияние на более позднюю литературную и культурную традицию. Для понимания литературного процесса привлекаются сведения из истории, культурологии, истории политической мысли, философии.
Аудитория: Курс будет интересен широкому кругу слушателей, интересующихся историей литературы и культуры.
Сложность – «Средний уровень».
По всем вопросам, связанным с записью и посещением ДЭМ, необходимо обращаться к координатору:
Юлия Евгеньевна Климанова,e-mail: i.klimanova@g.nsu.ru