Научно-образовательные школы в области отечественной (российской) истории

Подготовка специалистов по отечественной истории ведется сначала 1960‑х гг. на базе сначала кафедры истории (1962–1971 гг.), затем кафедры истории СССР (с 1971 г.), переименованной в 1991 г. в кафедру отечественной истории. Основоположниками этой подготовки стали ученые-историки, получившие историческое образование в Московском (О. Н. Вилков, М. М. Громыко, Н. Н. Покровский), Ленинградском (В. Л. Соскин, Н. Я. Гущин) и Томском (Л. М. Горюшкин) университетах, а также в Московском историко-архивном институте (А. Н. Копылов, А. С. Московский) под руководством выдающихся российских (советских) историков. Они заложили фундамент и традиции обучения студентов навыкам квалифицированной научно-исследовательской работы. Благодаря их усилиям и усилиям их учеников в рамках кафедры сложились и успешно функционируют несколько устойчивых научно-образовательных направлений-школ, акцентирующих внимание на изучение разных хронологических периодов и проблемно-тематических полей в рамках российской истории.

История русской религиозной и политической культуры через изучение религиозного (православного) сознания, духовного наследия Русской православной церкви и старообрядчества, общественно-политических представлений, институтов и движений преимущественно в Сибири в XVI–XIX вв. Отличительной особенностью школы является повышенное внимание к археографическим и источниковедческим методам анализа исторического материала.

Основатель школы – Николай Николаевич Покровский (доцент, затем профессор, д‑р ист. наук, член-корреспондент и действительный член РАН). Его ученики, поддержавшие данное направление на кафедре: д‑р ист. наук Н. Д. Зольникова, д‑р ист. наук Н. С. Гурьянова, канд. ист. наук С. Г. Петров, А. А. Бродников.

В рамках научно-образовательного направления студентами подготовлены 88 выпускных квалификационных работ, выпускниками кафедры защищены 14 кандидатских и 4 докторские диссертации.

История Сибири XVII – первой половины XIX в. с акцентом на историко-этнографический и культурно-антропологический подход, изучение социальных и политических структур и процессов, а также историографии.

Основатель школы – Марина Михайловна Громыко (доцент, затем профессор, д‑р ист. наук). Ее последователи, работавшие и работающие на кафедре: д‑р ист. наук Н. А. Миненко, канд. ист. наук И. В. Побережников, канд. ист. наук Ю. Л. Троицкий, д‑р ист. наук А. С. Зуев, д‑р ист. наук А. В. Дмитриев, канд. ист. наук В. А. Слугина.

В рамках научно-образовательного направления студентами подготовлены 93 выпускные квалификационные работы, выпускниками кафедры защищены 22 кандидатские и 10 докторских диссертаций. Один выпускник (И. В. Побережников) стал член-корреспондентом РАН.

История Сибири второй половины XIX – первой четверти XX в. в широком спектре миграционных, экономических, социальных, политических, административно-управленческих и культурных процессов и явлений.

Основатель школы – Леонид Михайлович Горюшкин (доцент, затем профессор, д‑р ист. наук, член-корреспондент РАН). Его проблемно-хронологические подходы при обучении студентов научно-исследовательской работе продолжили д‑р ист. наук М. В. Шиловский, канд. ист. наук В. К. Алексеева, канд. ист. наук А. К. Кириллов, канд. ист. наук М. А. Резникова.

В рамках научно-образовательного направления студентами подготовлены 118 выпускных квалификационных работ, выпускниками кафедры защищены 17 кандидатских и 3 докторские диссертации.

История Сибири XX в.: социокультурная, социополитическая и социоструктурная динамика советского / российского общества, трансформация его культурных и научно-образовательных институтов, миграционные процессы в условиях революций, войн и государственно-мобилизационного развития.

Основатель школы – Варлен Львович Соскин (доцент, затем профессор, д‑р ист. наук). Апробированные им научно-образовательные подходы к обучению студентов научно-исследовательской работе продолжили д‑р ист. наук С. А. Красильников, д‑р ист. наук Н. Н. Аблажей.

В рамках научно-образовательного направления студентами подготовлены 254 выпускные квалификационные работы, выпускниками кафедры защищены 33 кандидатские и 4 докторские диссертации.

История Сибири XX в.: факторы, обстоятельства и содержание социальных и политических трансформаций, динамика социально-политических явлений и институтов, политическая идеология, практика реорганизации государственного управления, взаимодействие государственной власти и общества.

Основатель школы – Николай Яковлевич Гущин (доцент, затем профессор, д‑р ист. наук). Обучение студентов исследованию различных проблем в русле указанной тематики продолжили д‑р ист. наук В. И. Шишкин, д‑р ист. наук И. С. Кузнецов, д‑р ист. наук В. М. Рынков, канд. ист. наук Д. Г. Симонов, канд. ист. наук В. В. Журавлев.

В рамках научно-образовательного направления студентами подготовлены 172 выпускные квалификационные работы, выпускниками кафедры защищены 30 кандидатских и 4 докторские диссертации.


В разные годы научную подготовку студентов по российской истории осуществляли также и другие преподаватели кафедры – штатные и совместители: в хронологических рамках XVII в.: канд. ист. наук. О. Н. Вилков, канд. ист. наук А. Н. Копылов, д‑р ист. наук Д. Я. Резун, XIX–XX вв. – д‑р ист. наук Н. В. Куксанова, XX в. (советский период) – д‑р. ист. наук А. С. Московский, д‑р ист. наук С. С. Букин, д‑р ист. наук В. А. Исупов. Однако из их учеников лишь несколько человек короткое время работали на кафедре, вследствие чего их научно-образовательные направления не получили дальнейшего развития при подготовке студентов, специализирующихся на изучении российской истории.

К научному руководству выпускными квалификационными работами, раскрывавшими разные аспекты российской истории, периодически привлекались:


Информация о профессорско-преподавательском составе и выпускниках научно-образовательных направлений подготовлена на основе следующих источников:


Если Вы обнаружили на этой странице ошибку или неточность или у Вас есть дополнительные сведения, напишите об этом по адресу e.ignateva8@g.nsu.ru